67 подписчиков
Как формируется речь ребёнка от рождения до 3-х лет
Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи, после которого малыш заговорит целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого ребенка занимает свое время. Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения.
Факторы, от которых зависит развитие речи.
Каждый ребенок индивидуален, но принято выделять 4 основных фактора, влияющих на речевое развитие. 1-ый фактор - анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. В случае обнаружения отклонений врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект. 2-ой фактор - физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. 3-ий фактор - эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой, дедушками, бабушками, братьями, сестрами. 4-ый фактор - социальный компонент. Важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет.
С рождения до 9 месяцев от крика малыш переходит к звукоподражанию, имитирует звуки речи взрослых, откликается на имя. В 11 – 13 месяцев произносит первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). В 18 месяцев легко повторяет часто слышимые слова. К возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50. Простые слова может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. К 3 годам составляет многословные предложения, помнит и повторяет знакомые ритмы, истории. Словарный запас расширяется настолько, что малыш уже готов высказаться по любому поводу.
“Говоруны” и “молчуны”.
В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны». «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети. «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.
Кто быстрее: мальчики или девочки.
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста.Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу». Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь.
2 минуты
11 августа 2023