Найти тему
167 подписчиков

#читатель_пишет


Алексей Иванов «Бронепароходы»
Бронепоезд в потемках

  — Дядя, — спросил я, — отчего эта старуха называла вас днем и добрым и благородным? Это она тоже о дури? Или что-нибудь тут на самом деле?
 — Когда-то, в восемнадцатом, буйные солдаты хотели спустить ее вниз головой с моста, — ответил дядя. — А я был молод, великодушен и вступился.
— Да, дядя. Но если она была кроткая или, как вы говорите, цветок бездумный, то за что же?
— Там, на войне, не разбирают. Кроме того, она тогда была не кроткая и не бездумная. Аркадий Гайдар «Судьба барабанщика».
Писать о «Бронепароходах» Алексея Иванова – довольно скучное занятие, так как даже критики из противоположных творческих лагерей давно оттоптались на этом романе.
Почти 700-страничный опус вышел в свет тиражом 40 000 экземпляров, и для нынешних мясопустных времен это практически прорыв. Возможно, роман доберется и до Горьковской библиотеки, в противном случае придется выкатывать на прилавок без малого 1000 рублей, и не факт, что вам не будет мучительно больно за бесцельно потраченную купюру.
Проблема Алексея Иванова в том, что он чрезвычайно одаренный, но чудовищно неровный автор. После чернушного, но с большим потенциалом романа «Общага-на-Крови» Иванов пишет свою лучшую, несмотря на нотку латентной педофилии, вещь - «Географ глобус пропил».
И начинает ваять исторические полотна – качественные, сочно сделанные, я бы даже сказал аппетитные с точки зрения языка. Это «Сердце пармы» и отчасти «Золото бунта». Попытка вернуться в реалистическую гавань при помощи «Блуда и МУДО» проваливается, и писатель вновь вздымает над головой факел, чтобы осветить темные закоулки отечественной истории. Тут дела пошли с переменным успехом – «Вилы» с некоторой натугой еще можно читать, а вот «Летоисчисление от Иоанна» производит впечатление сделанной на злобу дня халтуры.
Семь лет назад Иванов выдал двухтомный «Тобол», отдав дань царящим в обществе патриотическим настроениям. По книге был снят эпический сериал, но эффекта разорвавшейся бомбы он не вызвал. Как, собственно, и фильм, посвященный пропившему глобус географу, несмотря на самоотверженные усилия звездного Константина Хабенского. Проза Иванова с трудом поддается переводу на кинематографический язык - он пишет лучше, чем в состоянии снять российские режиссеры.
Сериал сенсацией не стал. Варево густое и чем-то похоже на ирландское рагу от Джерома К. Джерома – ингредиентов тоже много, сюжетных линий еще больше, героев пруд пруди, и не успел похоронить одного, надо думать, куда девать еще парочку.
Ну а если учесть, что откровенных провалов с годами у Иванова стало куда больше чем удач – срочно потребовался еще один эпик. Вот «Бронепароходы», вызывая в ушах звон и тревожный бас, и выплывают на свет Божий строго в соответствии с курсом отечественной истории после 1917 года. Гражданская война! Красные, белые, плавают, стреляют, и куда в такой тревожной ситуации податься бедному еврею, непонятно.
Роман прикольный, читать его можно, на фоне скорбных «Теней тевтонов» и неинтересных «Псоглавцев» даже занимательно.
Но недостатки Иванова по-прежнему бросаются в глаза – нагромождение героев, флотилий, сражений в руслах и по берегам речной цивилизации требует блокнота, куда нужно заносить всех этих великих и невеликих князей, судовладельцев, адмиралов, валькирий революции, Иванов непременно Диодорычей, Хамзатов, естественно, Хадиевичей и прочих Колчаков.
Экранизация, надо полагать, не замедлит.
Автор еще не разработал сулящую сладкие плоды тему бронепоездов, но нет сомнений, что со временем Иванов воплотит в жизнь и ее.
#читатель_пишет   Журналист Сергей Алексеев: Алексей Иванов «Бронепароходы» Бронепоезд в потемках    — Дядя, — спросил я, — отчего эта старуха называла вас днем и добрым и благородным?
2 минуты