Найти тему
1225 подписчиков

Каждая эпоха полна исторических драм, и даже при жизни самого Мольера его «Тартюф» звучал остро (ещё как!) и болезненно актуально. Но время расставляет свои акценты: на фоне событий истории ХХ века мольеровская комедия стала звучать совсем иначе.


Политтехнологи и пропаганда, реальные образы вождей и тиранов, опыт массового помешательства на почве пугающей идеологии — весь этот контекст оказывается удивительно созвучен событиям пьесы. Её главный герой, Оргон, боготворит некоего Тартюфа — довольно странную, если присмотреться, фигуру. Никакими достоинствами Тартюф не наделён: довольно агрессивный, мелочный, властный. А между тем Оргон готов сделать его хозяином в собственном доме, выдать за него свою дочь и игнорировать то, как Тартюф недвусмысленно склоняет его жену к измене.

Странное поведение, не так ли? И бытового, простого объяснения ему нет. Да и в целом чем дальше движется действие, тем меньше в нём остаётся обманчивой простоты, словно бы заявленной в начале.

Оргон в своём уме, но его сознание поглощено страхом. Страхом решений, страхом ответственности за собственную жизнь. Вождь, диктатор, кумир и спаситель соединяются в одном лице, в лице Тартюфа. И когда страх становится слишком велик, оказывается, что проще идти за Ним, чем одному бороться с накатывающим осознанием собственной беспомощности.

Но что будет, когда Оргон очнётся от иллюзий?

Играем «Тартюфа» 10 сентября и 22 октября

Фото Юлии Смелкиной
Каждая эпоха полна исторических драм, и даже при жизни самого Мольера его «Тартюф» звучал остро (ещё как!) и болезненно актуально.
1 минута