21 подписчик
Кровавый собор или Спас–на–Крови – яркий представитель неорусского стиля, подлинно–имперского стиля. Построен на месте покушения на Александра II. Архитектор Альфред Парланд вдохновлялся московским храмом Василия Блаженного.
Внутри собора – торжество мозаики. Даже если отвлечься от тематики – кому не нравится православие, иконы, внутри очень такое волшебное ощущение. Мозаика переливается, свет парит под куполами – сделаешь шаг, и уже другие нимбы и образы горят, а первые погрузились во мрак.
До революции собор не принадлежал церкви, но входил в Министерство Внутренних дел.
Удивительно, но после Революции храм уцелел. Десятки храмов взрывали за много меньшие проступки – например, не понравились местному начальству, а собор, выстроенный в память о покушении на Александра II, уцелел. Хорошо помню, сколько материала отводилось в советских учебниках этому покушению и как героически преподносились народовольцы, а собор уцелел. Но был закрыт для посещения: десятилетия не отапливался, потом там склад был, в общем, состояние было не очень. По Ленинграду гуляла байка – свидетельствую, сам слышал, когда меня, ещё ребёнка, повезли в Ленинград, в 1989 году от дядьки, что, когда Спаса–на–Крови откроют, закончится советская власть.
Спас–на–Крови – сочетание национального русского и имперского искусства.
#Pro_Имперскую_культуру
1 минута
9 августа 2023