Найти тему

📝 Уважаемый читатель! Предлагаем Вашему вниманию интересные и полезные задания, которые подготовил и собрал советник генерального директора ФГБУ «Институт стандартизации», д-р техн. наук, профессор И.З. Аронов.


🗣 Читая лекции по дисциплине «Управление качеством» на факультете «Прикладная экономика и коммерция» МГИМО, Иосиф Зиновьевич решил «сдобрить» довольно сухой курс рядом нетривиальных задач, которые любезно разрешил опубликовать в нашем журнале. Идеи многих из них пронизывают стандарты ИСО серии 9000.

❓Разгадывая «головоломки», Вы, дорогой читатель, можете всецело применить свое стратегическое мышление. Следует принять во внимание, что задачи системного типа решаются с учетом всех факторов, присутствующих в условии, или, наоборот, путем исключения искусственных преград, формирующихся в воображении решающего. Наиболее продуктивна будет работа в группе — с помощью «мозгового штурма».

❗Присылайте варианты решений на e-mail редакции: kkp@mirq.ru, с пометкой «Системные задачи». Лучшие ответы будут опубликованы в нашем журнале. 😉

📕 Задача 1. Система бездефектного изготовления продукции.
Началом системного подхода к управлению качеством продукции в СССР считают разработку и внедрение в 1955 г. на Саратовском авиационном заводе системы бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачу ее отделу технического контроля (ОТК) с первого предъявления.

Система БИП представляла собой комплекс взаимосвязанных организационных, экономических, воспитательных мероприятий, создающих благоприятные условия для изготовления продукции без дефектов в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. В ее основу были положены следующие принципы:
– полная ответственность непосредственного исполнителя за качество выпускаемой продукции;
– строгое соблюдение технологической дисциплины;
– полный контроль качества изделий и соответствие их действующей документации до предъявления службе ОТК;
– сосредоточение технического контроля не только на регистрации брака, но и главным образом на профилактических мероприятиях, исключающих появление различных дефектов.
Внедрению системы способствовало развитие движения «работа с личным клеймом». К такой работе допускались исполнители, которые не менее шести месяцев изготавливали продукцию без дефектов и сдавали ее в ОТК с первого предъявления. При ­вручении личного клейма исполнителю выдавалось удостоверение на право самоконтроля.
Исполнители, не оправдавшие доверия, приказом по предприятию лишались личного клейма и удостоверения на право самоконтроля. На предприятии была принята сдельная форма оплаты труда.
Внедрение системы БИП способствовало существенному повышению качества выпускаемой продукции, сокращению числа дефектов и переделок, повышению ответственности сотрудников за свою работу.
❓ Вопрос: Почему же такая эффективная система качества была фактически «демонтирована»? 😇
------
📗 Задача 2. Руководство по качеству и жизнь.
Одним из важнейших документов системы ­менеджмента качества (СМК) является руководство по качеству — документ, описывающий в деталях СМК организации. Некоторые авторы называют его конституцией, потому что оно, как и конституция государства, не может быть тиражировано в силу обособленной специфики предприятий, даже функционирующих в одной сфере.
Проблема заключается в том, что зачастую руководство по качеству не имеет практического значения, поскольку его скопировали из стороннего источника, не «привязав» к деятельности конкретной организации.
Этот факт легко проверяется аудиторами, которые проводят анализ системы менеджмента.
❓ Вопрос: Как им это удается? 😇
📝 Уважаемый читатель! Предлагаем Вашему вниманию интересные и полезные задания, которые подготовил и собрал советник генерального директора ФГБУ «Институт стандартизации», д-р техн. наук, профессор И.
2 минуты