36,9 тыс подписчиков
Многим почему-то кажется, что пост- и деколониальная рефлексия должна начинаться с глубокого прочувствованного покаяния. В принципе, во многих случаях покаяние не помешает, но как мне кажется, начинать стоит не с него, а с понимания того, как постколониальное пространство - в нашем случае, постколониальное пространство Российской империи и СССР - устроено, насколько оно разнообразно, сложно и неоднородно. И за что, собственно, каяться, и в чем пересматривать свою позицию.
Приведу пример из собственной, так сказать, практики.
В прошлую мою поездку в Ереван обнаружила там мемориал генералу Ивану Паскевичу. Я об этой фигуре хранила довольно смутные воспоминания - что-то такое героическое видела в галерее героев 1812 года среди других портретов работы Герарда Доу. Решила исследовать вопрос, чем же этот самый герой запомнился в Армении, и почему через много лет после того, как в Ереване снесли последнего Ленина, Паскевич все еще стоит.
Ну, в общем, пожалуй, армянам правда есть за что - с известными оговорками - быть благодарными Паскевичу. В 1827 году он выгнал с территории современной Армении персов, и в тех обстоятельствах это было серьезное улучшение в положении армян. В отличие от персов, армян резавших, русские ничего такого не делали и вообще были христиане, то есть люди менее чужие. Понятно, что вслед за этим "освобождением" последовал период нового угнетения - уже имперского, но по сравнению с персидским оно было все ж помягче. Так что памятник Ивану Федоровичу в Ереване стоит не вовсе напрасно.
Однако в 1830 году Паскевича перевели на Кавказ, где он занялся "усмирением" кавказских племен. Результатом этого "усмирения" стал фактический геноцид шапсугов и уничтожение множества лезгинских аулов - причем по прямому приказу того же самого "спасителя Эривани". Надо ли говорить, что памятник Паскевичу на Северном Кавказе мы представить себе не можем - скорее уж памятник его жертвам.
Ну, а годом позже неутомимый генерал был отправлен подавлять польское восстание, и во время штурма Варшавы уничтожил какое-то беспрецедентное количество народу, в том числе мирных жителей. Его знаменитая депеша Николаю I "Варшава у ваших ног!" должна была читаться абсолютно буквально - разгромленный, униженный, распростертый в пыли город.
Один и тот же генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич. Три региона постколониального мира. Три абсолютно разных истории - ни одну из которых я, к стыду своему, толком не знала раньше. И такого рода сюжетов, имеющих отношение к колониальной системе в Российской империи, миллион. И каждая из них что-то проясняет в современности, что-то подсвечивает и объясняет, на что-то позволяет посмотреть по-новому.
Словом, это я к чему - продолжая размышлять о постколониальном мире (все по мотивам недавней литературной школы в Цахкадзоре), понимаю, какая огромная работа не была лично мной сделана. И как важно - опять же лично мне - продолжать ее делать.
2 минуты
9 августа 2023
789 читали