52 подписчика
Сейчас мы живем в эпоху крайне неустойчивого мировоззрения и мироощущения: основные начала культуры подтачиваются сменяющимися поколениями. Ни в области социальных теорий, ни в религиозной, ни даже в чисто нравственной области нет единодушия и единомыслия. Лишь одного, всему нашему времени общего, нельзя как будто не признать: потребности в духовном осмыслении бытия, в новом приятии тайны жизни и тайны смерти. С мукой умственного томления людей мыслящих не сравнится никакая вещественная нужда, никакое имущественное неравенство, никакая социальная несправедливость и никакое «ракетное» завоевание космических пространств.
Будучи в достаточной степени далеким от Церкви, русское образованное общество последних имперских десятилетий искало потустороннего оправдания жизни. Социальный переворот большевистской революции явился только внешней оболочкой того, что давно жило в нашей радикальной интеллигенции и в подсознании народной толщи. Достаточно было ряда внешних толчков, чтобы развалилась имперская храмина. Но вот, после революции, она восстанавливается под знаком большевизма, опять-таки не как плод рассудочного материализма, а силой религиозно-морального порыва, хоть и затуманенного режимом насильственного безбожия.
Мне кажется, что в настоящее время, когда весь мир духовно шатается, у западного человека проявился особый интерес к русской культуре — потому, что его смущает необоримая «русская мистика»... Кто-то сказал: «Революционной Россией правит мертвый император — Ленин. Убить его может только настоящий Бог». Власть предержащие в России это знают и оттого пойдут на какие угодно политические и экономические уступки, но не могут свернуть с пути «материалистического» (хоть это понятие и мало что значит теперь) человекобожества.
Вот почему хозяева Советского Союза, не смея преследовать открыто верности христианским или другим религиозным обрядам, предписывают называть Бога с малой буквы. Этого цинизма не искупить никакой социальной «контрреволюцией» в будущей России; вину ее, всех нас, попустивших «хулу на Духа», никакие политические перевороты не искупят...
Человек ни при каких обстоятельствах не может удовольствоваться внешним благополучием, даже если бы оно и было достижимо... Грядущее от нас скрыто, но исходя из всего исторического прошлого мы вправе думать, что новая культура России будет строиться на основе нездешних истин. Иначе, отвергшись от Божества, от порыва к трансцендентной сущности бытия, всякое культурное развитие может только повернуть человека к животному, к жалкому жестокому антропоиду, из которого он произошел после неисчислимых тысячелетий непрерывной борьбы за существование и многих веков медленного духовного роста.
Сергей Константинович Маковский
«На парнасе Серебряного века», 1962 г.
2 минуты
8 августа 2023