Найти тему
104,9 тыс подписчиков

Очень интересные данные об отношении детей русских эмигрантов к Красной Армии в Маньчжурии сохранились в мемуарах Маршала Советского Союза Кирилла Афанасьевича Мерецкова. В августе 1945 года он командовал 1-м Дальневосточным фронтом, наносившим главный удар по японским силам в Маньчжурии.

Так вот, в Харбине — «городе русских белоэмигрантов» — советским десантникам огромную помощь оказали представители местной молодежи:
«Каковы были настроения местного населения, я убедился лично вскоре после освобождения Харбина. Донесение о высадке в нем нашего десанта во главе с подполковником Забелиным застало меня в Полевом управлении фронта, находившемся в 8 километрах юго-западнее селения Духовская, в лесу. В этом донесении сообщалось, что харбинская молодежь активно помогала советским войскам. Вооружившись, она взяла под охрану к нашему прибытию средства связи и другие государственные учреждения. Конечно, 120 наших десантников в огромном городе не могли много сделать. Когда позднее, сев в самолет, я часа через два приземлился на Харбинском аэродроме, то узнал, что командный пункт уже оборудован в городской гостинице. Пока мы ехали к ней, встречавшиеся на улицах патрули вооруженных гимназистов-старшеклассников отдавали нам честь. Такой же патруль стоял и возле гостиницы. Оставив машину возле одной из гимназических групп, я стал расспрашивать о том, как она вооружилась. Оказалось, что русская молодежь разоружила воинские части Маньчжоу-Го и поставила перед собой задачу сохранить в неприкосновенности все городские жизненные коммуникации и сооружения, пока их не займет наша армия. Благодарность они восприняли с энтузиазмом и пообещали и впредь помогать всем, чем только сумеют...» (с) К. А. Мерецков. На службе народу. / М.: Политиздат, 1968.
Впрочем, данные современных исследований ещё удивительнее. Согласно им, часть этих детей белоэмигрантов ранее служила во вспомогательных про-японских подразделениях. Но в решающий момент выступила против японцев с оружием в руках и помогла Красной Армии.
«В середине августа, когда в Маньчжурии еще продолжались бои, советское командование прибегло к помощи бывших русских военнослужащих армии Маньчжоу-го (русские воинские отряды – РВО), которые несли охрану важных объектов в Харбине, на станции Сунгари-2. Сформированные в поселках на восточной линии Северо-Маньчжурской железной дороги (бывшая КВЖД) эмигрантские отряды самоохраны участвовали совместно с советскими комендантскими подразделениями в задержании и ликвидации мелких разрозненных групп японских военных...» (с) С. В. Смирнов. Русские эмигранты в подразделениях советской Красной Армии в Маньчжурии и северной Кореи в 1945 году.
Фотография: советские пехотинцы в Харбине, 1945 год.
Очень интересные данные об отношении детей русских эмигрантов к Красной Армии в Маньчжурии сохранились в мемуарах Маршала Советского Союза Кирилла Афанасьевича Мерецкова.
2 минуты
358 читали