8727 подписчиков
«Барби»: мальчики против девочек или Пиноккио от Греты Гервиг
Невиданный успех «Барби» легко осмыслить, если разобрать феномен фильма на составные части: игрушка от Mattel, завоевавшая мир, Грэта Гервиг – сегодня женщина номер один в режиссуре, плюс ударная рекламная кампания с узнаваемой айдентикой. «Барби» – не просто фильм-развлечение, но и удобная схема, где за пластмассовой поверхностью можно дешифровывать идеологические структуры: феминизм, токсичная маскулинность, корпоративный капитализм и жизнь в современной реальности как потребление моделей. Все эти схемы вписаны в саму сюжетную ткань, где стереотипная Барби живет среди стереотипных Кенов в порядочной феминистской утопии и отправляется в реальный мир патриархата.
Гервиг зарекомендовала себя чуть ли не самой аккуратной художницей, однако «Барби» это касается в последнюю очередь – здесь она работает жирными мазками, категорично и четко разделяя черное и белое. Барби нежится в счастливой утопии девчачьих вечеринок, а утопия Кена случается только тогда, когда он переворачивает порядок и насаждает там свои мужские принципы. Вероятно, некоторые подтексты будут обсуждать очень долго: хорошо ли девочкам без мальчиков, и что могут мальчики привнести в мир Барби, кроме насилия и агрессии? Гервиг намеренно водружает на фабулу стереотипы, показывая мир «Барби» как результат длительного, планомерного культурного программирования. Ни в этом ли рецепт корпоративного фашизма, которым кормят аудиторию уже много и много десятилетий, прикрываясь нежно-розовыми цветами?
По актерской и визуальной части фильм куда более целостен и внятен, чем по идейной. Райан Гослинг показывает человеческое лицо (весьма неожиданно на контрасте с куда более механизированными героинями), Марго Робби снова подтверждает, что за последние лет десять в Голливуде и сама стала своеобразной игрушкой номер один в руках разных режиссеров, а декораторы и оператор Родриго Прието создают совершенный, геометрически выверенный мир: пластиковые дома, интерьеры райской буржуазной идиллии 50-х, лужайки и игрушечные волны на пляжах – сценическое пространство как никогда кстати подходит для синтеза хореографии и музыки.
Но при всей своей стилевой исключительности, «Барби» разрывается от странных, иногда противоречащих друг другу заключений. Тут вроде бы и критикуется однобокий крен феминизма, но и вроде бы на его почве Гервиг выводит основную мораль, предлагая кукле стать живой личностью – изобретательный концепт, собранный, как брендовые куклы, из пластика и резины, так и не обретает объем. Вместо того, чтобы столкнуть реальности, сделать занимательные выводы о поп-культуре и ее образах, авторы всего-навсего перепевают мотивы «Пиноккио» и получив зрительское внимание, отправляют зрителя обратно в несовершенный мир.
#Новинки
2 минуты
7 августа 2023