Жил малыш.
Когда он выходил на свою ежедневную прогулку,
и оглядывался вокруг,
то на что бы он ни смотрел
с жалостью, любопытством, страхом или любовью,
он становился этим предметом,
и этот предмет становился частью его
на один день или на одно мгновение дня,
...на целый год или на циклы тянущихся лет.
Уолт Уитмен.
Я помню такое восприятие действительности. Оно есть в детстве. Есть соединенность с миром, приобщенность ко всему, что есть вокруг. Мир питает и наполняет. Уже потом, лет в 5-6, приходит отчужденность, то ли из-за травматического опыта, то ли из-за формирования лобных долей мозга и развития абстрактного мышления. Скорее всего и из-за того, и из-за другого.
Кажется, что в первом случае есть слияние с миром, ощущение, что я есть мир. Потом появляется слово "нет" и способность говорить "я не есть это, и не есть то". И слияние, и границы на самом деле важны, и необходим баланс между ними. Если я отрицаю все, и ни к чему не приобщаюсь, это приводит к страданию. Как и случай, когда я стремлюсь раствориться в мире.
Однако, если посмотреть глубже, мне кажется, что этот опыт - не просто слияние и растворение себя в мире, а нечто большее. В этом опыте ты не перестаешь быть собой оттого, что становишься чем-то. Ты остаешься собой, но становишься еще больше и еще более наполненным, как и мир вокруг.
Это чудесное переживание, которого мы почему-то оказываемся лишенными во взрослой жизни. Оно изредка встречает меня в какой-нибудь спокойный вечер под звуки сверчков, но едва ли его можно ухватить. Как только стараешься продлить это чудесное мгновение, оно тут же исчезает.
1 минута
18 августа 2023