85 подписчиков
“Третья мировая” – 2
#третьямироваяпосредам #кнр
Китай – между экономикой, идеологией и амбициями
16 августа официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь достаточно много времени на брифинге уделил ситуации в китайской экономике. Агентство Синьхуа вынесло в заголовок главный тезис: “Китай остается важным двигателем мирового экономического роста”.
В качестве позитива товарищ Ван указал, что в I полугодии ВВП Китая вырос на 5,5% в годовом исчислении, больше как роста в 3% за 2022 год, так и среднегодового темпа в 4,5% за три года пандемии COVID-19. [От себя отметим что, средние 4,5% складываются из 2,2% в 2020-м, 8,4% в 2021-м и 3% в 2022-м].
Здесь мы отметим первый нюанс – на самом деле от пост-ковидного Китая ожидали намного большего рывка. Согласно предновогоднему опросу аналитиков Caixin, рост экономики КНР в первые полгода 2023 г. прогнозировался на уровне 7% по сравнению с 2022 г., The Wall Street Journal давал практически такой же прогноз – 6,9%.
По словам спикера МИД КНР в июльском выпуске доклада МВФ “Перспективы развития мировой экономики” говорится, что в 2023 году экономика Китая вырастет на 5,2%.
Отметим: Citigroup и JPMorgan предсказывают рост в 5%, и то – как оптимистический сценарий.
Пересчитывая же китайские “среднегодовые” в “полугодовые”, мы видим, что во II кв. темпы развития действительно замедляются – до 4,9%.
Кстати, если взять рост ВВП во II-м квартале к I-му, то он составил всего 0,8%
Отметим очень важный показатель – строительство нового жилья в I полугодии упал почти на 25%.
Совокупный экспорт электромобилей, литий-ионных аккумуляторов и солнечных панелей за 1-е полугодие увеличился почти на 62% в годовом исчислении, и на этом сосредоточился товарищ Ван.
Но, согласно данным от 13 июля Таможенного управления КНР, общий объем внешней торговли страны в I полугодии 2023 г. сократился по сравнению с тем же периодом годом ранее на 4,7%: экспорт упал на 3,2%, а импорт – на 6,7%.
Итальянская Corriere della Sera рассматривает проблему замедления экономического роста с социально-демографической точки зрения: «Цель, поставленная правительством в Пекине, а именно достичь 5%-го роста в 2023 году, находится под угрозой. Рост менее чем в 5% означает для азиатского гиганта, что тот более не в состоянии гарантировать всем молодым специалистам рабочие места и заработную плату (...) Данные о безработице среди молодёжи, которая за последний год сильно возросла, в данный момент являются настолько “щекотливыми”, что президент Си Цзиньпин был вынужден их засекретить».
Видимо, исходя из национального исторического опыта, немецкая Der Tagesspiegel указывает, что Пекин может искать выход в национализме.
ЦИТАТА «Вы позволяете находиться нам у власти, а мы заботимся о вашем благосостоянии – такова сделка, которую Коммунистическая партия Китая заключила с населением страны. Но что, если всё уже не так? (...)У лидера партии и государства Си Цзиньпина и его руководящей клики уже имеется план Б, и имя ему – национализм (...) Как утверждает КПК, лишь после аннексии [Тайваня] может быть реализовано видение страны как доминирующей мировой державы. Согласно планам Си, к 2049 году он будет стоять во главе самой современной и мощной армии в мире. Агрессивная внешняя политика – неизменный ответ любой диктатуры на растущее недовольство населения.»
Что же касается китайского лидера, то его последний программный призыв – осуществлять модернизацию в китайском стиле, которая принципиально отличается от западной модели – опубликован на днях в теоретическом журнале КПК “Цюши”.
В статье «Модернизация в китайском стиле — это путь к построению могущественной страны и возрождению нации», Си Цзиньпин указывает: «Когда страна движется к модернизации, она должна не только следовать общим законам модернизации, но и соответствовать своей собственной реальной ситуации и иметь свои собственные особенности».
Такой особенностью должна стать “модернизация в интересах всего общества”.
3 минуты
17 августа 2023