Найти в Дзене
121 подписчик

Машина Сталина


Один из интереснейших экспонатов коллекции музея техники Вадима Задорожного — бронированный автомобиль ЗИС–115.

Это уникальный случай в истории мирового автомобилестроения, когда
определённая модель создавалась для поездок одного-единственного
человека — Сталина.

Создание модели ЗИС–115 началось в 1942 и закончилось в 1949 году. Первый прототип собрали в 1944 году, а в 1946 – 1948 годах изготовили первую партию бронированных автомобилей, получивших обозначение ЗИС–110 С. В процессе эксплуатации было выявлено много недостатков, поэтому Гараж особого назначения забраковал все экземпляры ЗИС–110 С. Модернизация привела к появлению модели ЗИС–110 СО, получившей впоследствии индекс ЗИС–115.

Автомобиль ЗИС–115 внешне ничем не отличался от более массового лимузина ЗИС–110. Кузов был защищён по бокам и на крыше бронёй толщиной от пяти до шести миллиметров, а на днище — трёх миллиметров. Тип бронирования был капсюльным: основу составляла коробка из бронелистов, вокруг которой собирался автомобиль. Каждый бронекорпус проходил полигонные испытания — обстрел винтовочными пулями и подрыв гранатой. Толщина бронестёкол составляла 75 миллиметров. Броневик весил 4162 килограммов.

В экспозиции Музея техники Вадима Задорожного находится один из
ЗИС–115 с заводским № 18, выпущенный в 1950 году. Первые годы своей жизни автомобиль эксплуатировался в Гараже особого назначения, возил Сталина. Затем ЗИС–115 вернулся на завод, откуда был передан в МВТУ имени Баумана для различных испытаний. В 1992 году автомобиль выкупил бывший сотрудник «бауманки», но не смог провести реставрацию. После смены ещё одного частного владельца ЗИС–115 был приобретён музеем техники Вадима Задорожного, организовавшим полный цикл реставрационных работ. Воссоздание сталинского броневика длилось с 2004 по 2007 год.

Иван Баранцев, «Машина Сталина»//Мир Музея. 2022. N 4. С. 35 – 37.


1 минута