Найти тему
98 подписчиков

и подгнившей картошки.


Зоя Ивановна Ушакова
(ГП «Вельское»):
– Мы находились с сестрой в пионерском лагере в Ленинградской области, когда началась война. Что помню? Вой воздушной сирены, бомбёжки, убежище в подвалах, эвакуацию в Горьковскую область, тяжёлую работу, сообщение о смерти отца в госпитале и призыв на фронт брата, учёба в школе, «тимуровские отряды», организация самодеятельных концертов. Однажды за песню «Два друга» («Дрались по-геройски, по-русски…») мне вручили ботинки! А потом была болезнь и смерть мамы, детский дом. Вот здесь и было получено это радостное известие о Победе. На площади люди кричали, плакали, обнимались, а дети прыгали и радовались. И пришло осознание того, что война отняла всё, а главное – родителей.

Александра Семёновна Прибыткова
(СП «Судромское»):
– Мы жили в Псковской области. Мне всего шесть лет было, но первый день войны хорошо запомнила – солнечно, и вдруг разрывы бомб, страх, рыдания женщин. Отца сразу же мобилизовали, а мы с мамой отправились в деревню к бабушке. Шли 25 км пешком. Пока бежали лесом, слышали странные звуки, как будто птицы поют. Мама потом сказала, что это пули свистели. Вся территория Псковской области была оккупирована немцами в первые же дни. Во многих деревнях немцы жили, в нашей бывали наездами, когда делали облавы на партизан. Помню, как немец зашёл к нам в дом, открыл подполье и стрелял. Ещё немцы отбирали живность. Коров всех угнали из деревни. Наша коровка, старая Воскресёха, отбилась, видно, от стада и вернулась домой. Счастья-то было! Затем вернулся с войны отец, без ноги.
У одной бабушки из нашей деревни на фронте погибли все семь сыночков. Наш сосед-кузнец, был в плену. Вернулся тяжелобольной, вскоре умер.
В колхозе работали все от мала до велика. Лошадей не было. Партизаны оставили раненую лошадь, тёмно-гнедую. Мы подвязывали её задние ноги на полотенце в сарае, лечили, мазали, поили. Еле выходили несчастное животное, а зимой поехали на ней за дровами и лошадь пала. Плакали от отчаяния так, как плачут о самом дорогом человеке.

Нина Андреевна Ромицына
(ГП «Вельское»):
– Родилась в деревне Рыжковского сельсовета Устьянского района. Вот что запомнилось накрепко: весна, все в поле, только совсем маленькие оставались в деревне. Ни радио, ни телефона здесь отродясь не было. К дому подъехал военный верхом на коне и спросил меня: «Чего у вас вся деревня как будто вымерла? Где все?» Я шустрой была и тут же вызвалась показать, где бабы в поле пашут, ловко уместилась вместе с мужчиной в седле. «Вы же, наверное, и не знаете, что войне конец. Победа!» – рассуждал нарочный, а я, соскочив у отвода с коня, уже неслась к людям по меже и кричала, мой звонкий голос долетал до каждого: «Война кончилась, войне конец! Победа!» Плуги в этот день так и остались в поле. Деревня радовалась и горевала, пела и плакала. Неужели и вправду – всё!?

Материал подготовила
О. Сидорак
  и подгнившей картошки.  Зоя Ивановна Ушакова (ГП «Вельское»): – Мы находились с сестрой в пионерском лагере в Ленинградской области, когда началась война. Что помню?
2 минуты