Найти тему

🌜 ПУТИ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ 🌝

Или сколько философских школ вы знаете?

Пожалуй, большее внимание обратил автор «Харшачариты на различные философские школы. Среди них айшваракараники, та часть последователей известного учения ньяя, которая полагала, что причиной всего сущего является божественное начало. Затем - аупанишады, те, кто понимал жизнь в соответствии с упанишадами, древними философскими сочинениями. Далее шли брахмавадины, полагавшие, что все явления реального мира суть проявления мирового духа, Брахмана. За ними - вайякараники, полагавшие, что правильный путь к истине лежит через познание грамматики.

Школа вайшешиков продолжала развивать учение древнего мудреца Канады, полагавшего, что мир состоит из атомов. Учение другого древнего философа, Капилы, санкхья - разъясняло, что реальное бытие есть единство двух извечных начал пракрити-материи и пуруши-духа. Локаятики, древнеиндийские материалисты, учили, что начало всех начал есть материя и отвергали авторитет вед и других священных книг. Маскарины полагали, что началом всех начал является атман, всепроницающий дух. Мимансаки доводили философское осмысление ритуала до такой степени, что утрачивали саму концепцию бога, и, как отмечает современный индийский философ Д. Чаттопадхайя, пытались опровергнуть ее.

Были представлены у Баны последователи философии ньяя, выросшей, по мнению академика Ф. И. Щербатского, из изучения методологии диспута как широко распространенного в те времена средства выяснения истины. Упомянуты в романе Баны и пандурибхикшу, т. е. «нищенствующие в желтоватых одеждах», следовавшие учению одного из самых ранних индийских материалистов, Аджиты Кешакамбали, представители школы шабда, родственной упомянутой выше вайякаране («шабда» означает «слово»).

В числе собственно научных школ Баной названы карандхамины, занимавшиеся дхатувадой, т. е наукой о минералах; дхармашастрины - знатоки священных текстов, т. е. теологи и правоведы, в число которых допускались лишь представители трех высших варн; паураники - знатоки и толкователи пуран, ставших каноническими текстами для того индуизма, который мы знаем сегодня.

👉 И.Д. Серебряков, Бхартрихари, Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», Москва, 1983

#серебряков #бхартрихари #философия #индия
1 минута