34 подписчика
Где начинается борьба с терроризмом, заканчивается право
Борьба с терроризмом вышла на новый уровень после событий 11.09.01. Однако, как это ни странно, борьба с одной из главных зол современного общества подрывает ценность права. Долгие столетия государства не признавали ряд прав за подозреваемыми/обвиняемыми. Их можно было бить, пытать, проводить многочасовые и многодневные допросы.
Возможно, одним из главных достижений в борьбе за права таких лиц стал институт habeas corpus, который появился в Англии и затем распространился в другие страны англосаксонской правовой семьи (США, Австралия и т.д.). Его суть в том, что каждое задержанное лицо имеет право обратиться к суду с жалобой на произвольный арест, т.е. каждое такое лицо получает в качестве гарантии обоснованности ареста санкцию независимого судьи.
Однако, как только речь идет о борьбе с терроризмом, все права осужденных уходят на дальний план. Так, в США существует известная специальная тюрьма для подозреваемых в совершении/способствовании терактам - Гуантанамо, точнее находится она не в США, а на Кубе. Почему на Кубе? Потому что если бы такая тюрьма была на территории США, то все узники должны были получать право на адвокатов, тот же habeas corpus (хоть и ВС США указал на неконституционность такой практики) и т.д.
Дальше, США отказались предоставлять узникам Гуантанамо какой-либо статус с точки зрения международного права (например, статус военнопленных). Затем эти положения стали применяться, но формально, так что положение заключенных существенно не изменялось. Таким образом, узники Гуантанамо становятся абсолютно бесправными и незащищенными, с ними можно делать все, что угодно, например, пытать, проводить расследования десятки лет. Кстати, в такую тюрьму можно определять даже детей.
Советую посмотреть фильм Мавританец, который показывает, что происходит с такими узниками.
При всем при этом тюрьма Гуантанамо - это лишь один из неправовых механизмов борьбы с терроризмом. Подобные учреждения США были (и, возможно, есть) на территории Польши, Румынии, Афганистана. Кроме того, пытки обвиняемых в терроризме практиковались и в международных водах, где якобы также не действует юрисдикция США.
1 минута
1 августа 2023