Найти тему
26 тыс подписчиков

Плакаты Первой мировой войны в Историческом музее


Первая мировая война придала мощный импульс искусству плаката. В плакат приходят такие крупные художники России как Константин Коровин, братья Васнецовы, Абрам Архипов, Леонид Пастернак и другие. Знаковым для этого вида искусства стало появление плаката, исполненного Л. Пастернаком в жанре благотворительной афиши – «На помощь жертвам войны» (1914). Лаконичная композиция содержала заряд невиданной эмоциональной силы: раненый солдат склонил голову и отставил в сторону винтовку. Символично, что плакат, знаковый для Первой мировой войны, был по сути пацифистским. Раненый солдат с призывом о помощи вызывал сочувствие и сопереживание. При этом в нем был заложен гуманистический смысл – протест против войны. Неслучайно Николай II остался недоволен плакатом, а именно не достаточно бравым видом солдата. Тем не менее в российском обществе этот плакат оказался востребованным.

Яркой страницей изобразительной летописи Первой мировой, блестяще отразившей временный патриотический подъем в российском обществе в начале войны, стало художественное объединение «Сегодняшний лубок». Оно было создано в августе 1914 г. силами ведущих деятелей русского авангарда: Казимира Малевича, Аристарха Лентулова, Владимира Маяковского, Ильи Машкова, Давида Бурлюка. Группировка просуществовала совсем недолго, до ноября 1914 г., но за это время успела зарекомендовать себя с положительной стороны. Почти все листы «Сегодняшнего лубка» сопровождаются стихотворными текстами Маяковского, они же во многом и обусловили успех этих плакатов. Грубоватые, частушечные по форме, стихи определяли художественную стилистику самих лубков, возрождавших традицию народной картинки.

Под воздействием военных событий плакат обогатился новыми сюжетами, образами и эмблематикой. Так, в плакате неизвестного мастера «Россия – за правду» (1914) художник с помощью традиционных символов создает образ России в виде величественной женщины-воительницы и образ поверженной Германии в виде змея.

В 1916 г. Скобелевским комитетом массово издавались плакаты для популяризации 5 ½-процентного военного займа. Война требовала все больше денег, и плакаты были призваны стимулировать сбор денежных средств. На подобных плакатах, как правило, изображали сцены сражений, военного быта; актуальной становится тема тыла и обеспечения армии снарядами. От обширных текстов плакат переходит к лаконичным лозунгам, например «Обилие снарядов – залог победы».

Новый всплеск активности плакатистов пришелся на 1917 г. и был инициирован государством, использовавшим этот вид искусства для решения задач, связанных с продолжением войны. 27 марта 1917 г. Временное правительство разместило в газетах призыв к «Займу свободы». Были организованы конкурсы на создание плакатов по этой теме. В Петрограде первую премию получил художник П. Бучкин за плакат «Война до победы». В апреле 1917 г. премированные работы экспонировались на выставке плакатов «Заем свободы» в Училище живописи, ваяния и зодчества. Среди лучших выставленных тогда плакатов стоит отметить работу Бориса Кустодиева с лаконичным и запоминающимся образом.

________________
1) Плакат «На помощь жертвам войны». Л. Пастернак. Российская империя, г. Москва. 1914 г.
2) Лубок «Сдал австриец русским Львов». А. Лентулов, В. Маяковский. Российская империя, г. Москва. 1914 г.
3) Плакат «Россия – за правду». Неизвестный художник. Изд.-во И. Машистова. Российская империя. 1914 г.
4) Плакат «Военный заем». Неизвестный художник. Российская империя. 1916 г.
5) Плакат «Военный заем. Обилие снарядов – залог победы». Неизвестный художник. Российская империя. 1916 г.
6) Плакат «Заем свободы. Война до победы». П. Бучкин. РСФСР, Петроград. 1917 г.
7) Плакат «Заем свободы». Б. Кустодиев. РСФСР, Петроград. 1917 г.
3 минуты
226 читали