120 подписчиков
Ностальгический запах Елисеевского
Публикуем фрагмент повести Карена Геворкяна «Смерч».
Дойдя до Козицкого переулка, мы сворачиваем в него и, перейдя проезжую часть, тут же оказываемся перед вторым входом в Елисеевский гастроном. Войдя в него, мы идём не вправо, в его большой главный зал, а налево, в гораздо меньший по размерам зал непредставимого сегодня овощного отдела.
Ещё за порогом входа в Елисеевский, на подходах к входной двери в овощной отдел, вас окутывает целая гамма пряных и возбуждающих обоняние запахов. Открыв же дверь и войдя в овощной отдел, вы тут же получаете сокрушительный запаховый удар. Воспоминание о нём и по сей день сохранилось во мне. <...> Когда покупатель входил в овощной отдел и прохаживался по нему, то изначально общее запаховое поле начинало распадаться на отдельные и тоже сильные запаховые впечатления.
И тут стоит остановиться и перечислить всё открывавшееся перед посетителем великолепие солений, овощей, фруктов. Начнём с грибов и ягод. Их бочки и кадушки выстроены здесь рядами, а на прилавках, в дубовых лотках красуется вынесенное на обозрение покупателя их содержимое. Аромат солёных белых груздей тут соседствует с маринованными и солёными белыми грибами, за ними шеренгой выстроились лотки с маслятами, рыжиками, подберёзовиками и подосиновиками. Грибное раздолье упирается в такие же лотки с клюквой, брусникой, морошкой и голубикой. Чтобы не забивать ароматы грибов и ягод, все соленья, как в бочках, так и в больших дубовых лотках, расположились чуть поодаль от ягодно-грибного пиршества. Запахи тут особо густые, насыщенные и влекущие к себе. Ну как пройти мимо лотков с квашеной капустой с клюквенной и брусничной заправкой, как обойти стороной огуречный ряд, лотки с мочёными яблоками?..
А вот свежая огородная продукция: картофель, капуста, помидоры, перец, баклажаны, лук, редиска, свёкла, цветная капуста. Она занимает специально выделенную часть овощного отдела. Здесь свежие овощи выложены в особом порядке, уложены в большие проветриваемые ящики, над которыми громоздятся круглые белые американские весы с большущей товарной чашей и большим никелированным противовесом в центре циферблата. Эта часть отдела благоухает собственными овощными ароматами, плавно переходящими во фруктовые.
Фрукты выложены горками на наклонных дощатых поддонах, расставленных на длинных мраморных столешницах... Тут, чтобы не возбуждать у читателя активного слюновыделения и глотательного рефлекса, стоит остановиться. К сказанному можно лишь добавить, что натюрморты Снейдерса померкли бы перед буйством красок, вкусов и ароматов московских овощных магазинов той поры.
Притом всё то же самое можно было бы встретить не только в элитном Елисеевском, но и в любом крупном московском гастрономе или фирменном овощном магазине... Возражения в духе: так могло быть только в Москве и только в её центре, а вся остальная страна перебивалась с хлеба на воду — принимаются сразу. Да, всё это было витриной столичного благополучия и выставкой самых лучших натуральных продуктов мира. Пользовалась этой пищевой «красотой» в основном тогдашняя элита: госслужащие, учёные, творческие работники с семьями, а также сотрудники посольств и дипломатических миссий словом, люди при деньгах. Но заглянуть, хоть изредка, в тот же Елисеевский мог и простой работяга.
Карен Геворкян, «Ностальгический запах Елисеевского»//Мир Музея. 2022. N 12. С. 33.
2 минуты
8 августа 2023