Найти тему

Рекомендуем к прочтению 📚


Д. М. Бондаренко. «Оттенки черного. Культурно-антропологические аспекты взаимовосприятия и взаимоотношений африкано-американцев и мигрантов из стран субсахарской Африки в США».

Книга поднимает неочевидные вопросы о взаимоотношениях темнокожих африканцев, эмигрировавших в США в последние десятилетия, и коренных афроамериканцев — потомков рабов. Неспециалисту может показаться, что общее происхождение должно объединять всех темнокожих независимо от места их рождения. Реальность куда сложнее.

Разный исторический опыт черного населения Африки и «коренных» афроамериканцев, вопреки внешнему сходству, создает между двумя группами барьер непонимания, взаимных упреков и агрессии. Иммигранты из Африки, попавшие в США в последние десятилетия, в среднем гораздо образованнее афроамериканцев, что помогает им найти более престижную работу. А еще они предпочитают компанию белых со сходным уровнем образования и культуры, разделяющих их ценности и интересы — коренные американские темнокожие воспринимают такое поведение как предательство по отношению к себе.

Стоит сказать, что не многие афроамериканцы четко понимают, что Африка очень разная, и что «африканского языка», «африканской культуры» и «африканского народа» не существует. Мало кто из афроамериканцев отличит конголезца от кенийца или сомалийца, да и не каждый хочет этому учиться. Для многих афроамериканцев родство и единство народов Африки очевидно. Они искренне не понимают, от чего все чернокожие африканцы до сих пор не объединятся в единое государство по типу Евросоюза. В силу этого с обеих сторон множатся стереотипы. Афроамериканцы часто видят в новых иммигрантах надменных выскочек. Африканцы, в свою очередь, считают темнокожих американцев ленивыми, некультурными, склонными к криминалу и видят в этом причину их низкого социального и экономического положения.

Афроамериканцы по объективным историческим причинам придают расе большое значение. Африканцы же четко понимают культурную и этническую разницу и вовсе не считают соседей из других стран Африки братьями. Кроме того, обе группы имеют друг к другу исторические претензии. Афроамериканцы винят субсахарскую Африку в пособничестве работорговцам во времена трансатлантической работорговли XVI – XIXвв. Африканцы отвечают, что несмотря на показной панафриканизм и модное стремление к корням, афроамериканцы почти не помогали Африке в освобождении от колониального гнета. Обе позиции спорны и во многом основаны на недостатке информации о противоположной группе.

Темнокожие интеллектуалы по обе стороны Атлантики неоднократно пытались осмыслить статус черной расы в мировой истории и объединить черных людей под знаком большого общего нарратива. Отдельного упоминания заслуживают афроцентристы и философ Молефи Кете Асанте. Неоднозначные, но яркие воззрения Асанте на историю и роль черной расы в развитии цивилизации — своеобразный гиперболизированный ответ на рабство, колониализм и многовековое умаление значения чернокожих людей в мировой истории.

Книга «Оттенки черного» написана увлекательно и содержит много фактических данных. В основе книги — многие десятки интервью с темнокожими жителями США из обеих групп, разного пола, возраста, происхождения, образования и социального статуса.
Рекомендуем к прочтению 📚  Д. М. Бондаренко. «Оттенки черного.
2 минуты