5 подписчиков
Символика ключей в искусстве.
Многие бытовые предметы, сопутствующие человеку в повседневной жизни наделяются дополнительным символическим, мистическим смыслом, Л. Леви-Брюль в своем подробном исследовании изложил принципы, в соответствии с которыми первобытный человек воспринимал окружающий его мир и свою жизнедеятельность в нем. В частности, он указывает: «… предметы, созданные рукой человека, также имеют разные функции, в соответствии с приданной им формой. Отсюда следует, что мельчайшая деталь в форме этих предметов имеет свое значение, которое может иногда стать решающим» и далее - «"способности" той или иной домашней утвари, лука, стрелы, дубины и всякого иного оружия тесно связаны с каждой деталью их формы; вот почему эти детали неизменно воспроизводятся с величайшей точностью» [3. 32-33].
Несмотря на то, что предмет нашего исследования, а именно, КЛЮЧ, является продуктом более поздней эпохи, несомненно, он подвергся той же «обработке символизации», что и указанные Леви-Брюлем более ранние артефакты. Очевидно, сам по себе предмет, предназначенный для запирания и отпирания замков, мог появиться в культуре человечества не раньше, чем появились дома и двери, следовательно, ключ – атрибут и признак сформировавшейся цивилизации.
Ключи Апостола Петра
Запертое, запретное, недоступное неизменно манит человека, заставляет его искать способы получить желаемое, а для этого необходим ключ, то есть привилегированное право, иными словами – обладание ключом синонимично избранничеству.
Пространство за запертыми воротами - желанная цель, к которой стремятся все или многие, в ином случае не было бы самой необходимости его запирать. В христианстве (как и в исламе, иудаизме и в некоторых других религиях) такой целью является рай, (парадиз греч. «сад, парк» от древнеиранского «отовсюду отгороженное место»; из греч. - лат. Paradisus и обозначения рая во всех западноевропейских языках) [2. 462], место, из которого в начале творения были изгнаны первые люди и куда, по идее, они стремятся вернуться. Надо сказать, что, на момент изгнания Адама и Евы, пространство рая никакими дверьми не ограничивалось, а значит, замками и ключами не запиралось.
«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Бытие. 3: 24).
Если следовать простой логике, отсутствие двери и замка-ключа означает, что никакого возвращения в рай для человека изначально предусмотрено не было, херувим с пламенным мечом – не привратник, а охранник.
Однако, согласно новозаветному тексту, Иисус вручает Петру ключи от Царства небесного: «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:17-19).
Иными словами запрет на проникновение в рай уже не абсолютный, а лишь частичный, право на доступ зависит от обладающего ключами Петра, который заменил охранника- херувима.
С другой стороны, замена фигуры охранника на привратника связана с изменением самого представления о рае: если ветхозаветный Эдем представлялся как сад (Быт. 2: 8-3, 24), то новозаветный Небесный Иерусалим (Апок. 21, 2-22, 5) – это уже город, творение урбанизирующего сознания. Город согласно канонам древнего градостроительства обычно имел запирающиеся врата, а значит и привратника, который мог их отпирать.
В тексте Писания ключи упоминаются несколько раз, в частности, в Откровении Иоанна Богослова Иисус говорит Иоанну, «И имею ключи от ада и смерти» (1:18). Отметим, что речь идет уже о другом, втором ключе, на этот раз от ада, который, очевидно мыслится как зеркальный рай, соответственно - тоже в урбанизированном виде. Немного ниже упоминается «Ключ Давидов, Который отворяет и никто не затворит, затворяет и никто не отворит» (Откровение. 3:7).
3 минуты
29 июля 2023