Найти тему
1648 подписчиков

#технология масляной живописи


Друзья, сегодня поговорим об охрах.

 Классификации охры разные, вот основные: светлая; золотистая; тёмная; красная; жженая; желтая.

Это природный кристаллический гидрат окиси железа с некоторым количеством глины. Охра светлая имеет желтый цвет холодного тона, слабой цветовой насыщенности, охра золотистая отличается землистым оттенком и более теплая по тону, чем охра светлая.

Ниже привожу полезные советы по замесам с охрой из практического руководства для живописцев позапрошлого века. Орфографию сохраняю, кое-где мои пояснения в скобках – прим. ред.

У меня целый блокнотик с такими рецептами-замесами -  все, что показалось интересным записываю в эту волшебную книжку.

Читаем руководство.

Желтая и светлая охры.

«Желтая охра, а так же известная светлая или светло-желтой охры:

1.   Полезна въ особенности въ заднихъ и среднихъ планахъ, частью потому, что имеетъ цветъ мало-яркий, частью потому, что не сильно кроетъ. Въ светлыхъ тонахъ она очень красива и составляешь главное основание всего освещешя картины.
2.   Смешанная со жженой охрой, индийской красной и киноварью, она даетъ разнообразнейшие горячие тона для световъ в воздухе, воде, облакахъ, горахъ, скалахъ, камняхъ, строенияхъ, деревьяхъ и т. д.
3.   Прекрасный, воздушный серый тонъ получается отъ небольшой примеси светлой охры къ смеси кобальта и розоваго крапа (краплак розовый – прим. ред.).
4.   Смешанная съ кобальтомъ, берлинской лазурью, ультрамариномъ или индиго, желтая охра даетъ целый рядъ мягкихъ, спокойныхъ тоновъ, весьма пригодныхъ для зелени на заднемъ, среднемъ и переднемъ плане.
5.   Если понадобится сделать эти тона нисколько менее яркими, можно добавить въ нихъ немного крапа или жженой охры.
6.   Смотря по преобладанию синей или желтой краски, получается безчисленное множество разнообразныхъ тоновъ. Съ небольшой примесью индиго, светлая охра даетъ хороший тонъ для ветелъ (ветля – так называли дерево ива до революции – прим. ред.), который годится и для передняго плана.
7.   Наконецъ, какъ въ чистомъ виде, такъ и въ соединии съ киноварью, английской красной красной, черной и жженой сиенной, желтая охра очень хороша для изображения животныхъ, судовъ, парусовъ и т. д. Следуетъ заметить еще, что отъ соединения съ красными или белилами, светлая охра ни мало не теряетъ своего блеска.

   Темная охра.

В книге под темными охрами имеется ввиду «целый рядъ охръ, более или менее отличающихся отъ светлой и употребляемыхъ тамъ, где жёлтая охра оказалась-бы слишкомъ слаба, какъ напримеръ въ несколько сильныхъ теняхъ. Сюда относятся: римская, золотистая, средняя, каменная, проточная (ochre de rue), итальянская земля и некоторые другие искусственные препараты.»

Особенно выделяется по своим качествам охра золотистая, она «несколько прозрачнее светло-желтой охры, приближается скорее къ сырой сиенне, но зато темнеетъ скорее другихъ; употребляется для яркой, полу-прозрачной зелени и даетъ многочисленные солнечные тона.»

О римской охре. «Къ ней примыкаетъ римская охра (существует и сейчас в серии Van Dyck – прим. ред.), отличающаяся более густымъ и очень мало яркимъ желтымъ цветомъ; она плотнее другихъ, менее чиста по тону и употребляется более всего для спокойныхъ, глубокихъ зеленыхъ тоновъ средняго плана, или для архитектурныхъ вещей, парусовъ и т. д. Въ соединении съ черными, даетъ весьма пригодные тона для скалъ и зданий, тона, которые можно разнообразить еще прибавкой къ нимъ rose-madder (2-фото к посту – прим. ред.).  Въ общемъ, безъ нея легко можно обойтись…

 Оchre de rue (уличная охра – прим. ред.). «Последняя менее прозрачна и коричневее по тону, чемъ светлая охра… Въ соединении съ берлинской лазурью, она даетъ хорошее зеленые тона, а съ черными и Braunroth (коричневая – прим.ред.)— весьма пригодные для земель. Все охры, какъ препараты окиси железа, отличаются прочностью.»

Возвращаясь к блокнотику к составам блокнотику к составам замесов, отмечу, что он нужен только для того, чтобы, взяв кисть в руки писать не задумываясь. Рука сама потянется к нужным краскам).

З.Ы. В этюде к посту поучаствовала охра светлая. 
3 минуты