121 подписчик
II-006. О титулах: Василий и Владимир.
Мой товарищ опубликовал заметку, посвященную святому равноапостольному князю Владимиру. И мы тут же обсудили одну любопытную догадку. Результаты размышлений представляю на публичное рассмотрение.
Имя Василий, как известно, происходит от греч. βᾰσῐλέως, (так в Византии называли императоров), т.е. по сути, является титулом. Тут мы видим пример того, как титул стал именем. В латинской традиции, к слову, все мы знаем пример, как имя (Caesar) стало титулом (а потом и салатом😁).
Так же, мы знаем, что в древнерусском языке, особенно домонгольского периода, много слов, связанных с христианством, позаимствованны из Византийской традиции. При этом наши предки не тянули в свою речь всякие "менеджменты" с "шопперами", а использовали родные корни (читай смыслы), так как задача ставилась не только обозначить новое явление, но и отразить, ухватить, уловить его суть. Так, самое известное слово, которое приходит на ум - это православие, которое есть точное (логичное, в смысле связанное с логосом) русское отражение византийского ὀρθοδοξία.
"Происхождение имени Владимир означает не "владеющий миром", а "великий в своей власти", поскольку в древнерусских летописях это имя писалось через букву е - Володимеръ" (см. ссылку).
Внесу только правку - правильно писать Володимѣръ, т.е. через ять. Важно помнить, что это буква, обозначающая единство земного и божественного.
Фактически, ВладимЕр означает владеющий мерой, т.е. тот, кто задает МЕРУ, изМЕРяет. И если наше предположение верно, то получается, что в русской традиции Владимир, по сути, так же является титулом. Не случайно, короткой формой имени Владимир является Володя, что есть прямая отсылка к старославянскому "Володарь", т.е. "Властитель"*.
Таким образом, мы приходим к тому, что скорее всего имя Владимир является в первую очередь титулом. Что, кстати, неплохо сообразуется и с тем фактом, что именно Владимир крестил Русь, т.е. положил новую меру в основании Руси.
Далее, любопытно, что в греческой традиции базилевс это тот, кто закладывает ОСНОВАНИЕ (базу), т.е. видимо, правильнее было бы переводить этот титул как основатель. И опять же имеем пример из истории - отцы-основатели американской демократии. Те, кто заложил основы. Володимера же правильнее было бы понимать как правителя, так как править значит приводить к установленному порядку, к мере.
Против трактовки Владимира, как "владеющего миром" можно еще предложить и такой аргумент. Кстати, попутно не забудем очередной раз показать, что марксизм есть одна из форм антихристианства (читай сатанизма).
"Пролетариям нечего в ней [революции] терять, кроме собственных цепей. Приобретут же они весь мир" (Маркс, Энгельс "Манифест коммунистической партии")
"Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Евангелие от Матфея, 16:26)
Владение миром в контексте русской православной культуры, почти во всех интерпретациях, будет идеей скорее антихристианской. МЫ же прекрасно помним, что предлагал сатана Иисусу Христу, искушая его в пустыне. Для русской культуры того времени идея "господства над миром" вряд ли была приемлема (конечно тут я не буду вдаваться в дискуссии, т.к. все это на уровне догадок и предположений).
Итак, в результате у нас получается, что:
Василий - Основатель, а Владимир - Правитель. Первый заложил основы, а второй - владеет мерой.
#центурияII #мысли #логос #имена #власть
* - Кому интересно, можете посмотреть вопрос подробнее, в частности мнение Фасмера. Хотя я с ним не очень согласен, поскольку "Владеющий мерой" логичнее, чем "Великий в своей власти". Особенно если учесть, что первым это имя (титул?) носил болгарский (😂😂😂) князь.
3 минуты
28 июля 2023