273,9 тыс подписчиков
«Земная твердь уходит из под ног, На утро в моде слово островок…»*
До революции климат в нашей стране был немного другим – холод держал чуть дольше, тепло наступало немного стремительнее, чем сейчас, в связи с этим наводнения были делом обычным. Но в 1908 все пошло не по плану – еще в середине апреля подмораживало, а потом, за несколько дней до Пасхи (26 апреля), внезапно наступило тепло, выглянуло солнышко, снег начал таять, двинулся лед на реках… Люди, было дело, обрадовались – все хотели на Светлое Воскресенье хорошей погоды, но поползли по Москве слухи, что в пригороде затопило несколько деревень.
Утром 24 числа люди выглянули в окно, и увидели то, что изображено на фотографии – затопило примерно пятую часть города, воды Москвы-реки поднялись аж на 10 метров, и в центральной части населенного пункта более или менее свободным от затопления оказался только Кремль, расположенный на возвышенности. По улицам в бурлящих потоках неслись коробки с продуктами, плыла одежда, «смытая» в магазинах, кое-где даже бумажные купюры качались на волнах. Ущерб огромный, точно никто не знает, сколько потеряла Москва.
Но вот парадокс – несмотря на стихийное бедствие, невзирая на самый страшный в истории Москвы потоп, 26 числа, в Светлое Воскресенье, люди… не отказались от празднования Пасхи. В храм, конечно, попали немногие, но беда небольшая – народ вывалил на крыши домов, где принялся пировать. Все потонуло, но настроение хорошее – на такое способны только русские, и это хорошо!
Ну а потом вода отступила, дворники навели порядок на улицах, лавочники возместили свои убытки, жизнь вошла в привычное русло, а на память о буйстве стихии осталась вот эта фотография, сделанная в предпасхальные дни 1908 года где-то на улице Пятницкой в Москве.
*отрывок из стихотворения Галачьянц П.
1 минута
27 июля 2023
27,5 тыс читали