Найти тему
35,1 тыс подписчиков

«Пестрение бумаги» — так в одном из экономических руководств XVIII века названо окрашивание бумаги в декоративных целях. Оно входило в список важных умений российских переплётчиков, которые не хотели или не имели возможности использовать готовые материалы, предлагавшиеся на рынке.


Яркие или светлые, с орнаментами или одноцветные, рельефные или гладкие — декоративные бумаги требовались для изготовления форзацев, обтяжки крышек полукожаных переплётов, для футляров и папок, для упаковки. В старопечатных книгах встречаются и причудливые узоры мраморных бумаг, и рисунки, тисненные золотом, и многоцветные орнаменты, напечатанные в техниках гравюры и литографии.

Мучной клейстер, смешанный с краской, наносился непосредственно на поверхность окрашиваемого листа. Киселеобразная масса долго оставалась влажной и предоставляла много возможностей для доработки. Её можно было продавливать и перемещать разными способами, увеличивая и уменьшая интенсивность цвета на разных участках.

Основной инструментарий мастера — щётки, кисти, шпатели, губки для наложения краски, любые предметы для рисования, гребни, штампы для оттискивания готовых элементов декора и любой подручный материал для создания эффектов фактурности. Декоративные достоинства клейстерной бумаги — тонкие градации тона, объёмность рисунка, ощущение непосредственной рукотворности. В профессиональном словаре реставраторов и дизайнеров клейстерная бумага называется «клеевой» или «пастовой».
1 минута
674 читали