Найти тему

Сказы Павла Петровича Бажова, воспевающие талант уральцев и природные богатства края, стали источником вдохновения для художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.

Герои и сцены бажовских сказов нашли отражение в произведениях каслинских умельцев.
Хозяйка Медной горы, Данила-мастер, Даренка, Кокованя и другие, знакомые с детства образы предстают в скульптурах, подчасниках, рельефах.
В 1950-е годы Челябинский часовой завод делает заказ на изготовление часовых подставок, в которых должен отразиться национальный колорит Урала, его художественные символы.
Скульпторы Каслинского завода, члены Союза художников СССР  А.С. Гилев и А.В. Чиркин создают подчасники «Хозяйка Медной горы», в которых великолепно переданы величие и неповторимость уральской природы.
Хозяйка Медной горы — могущественная и справедливая волшебница, хранительница природных богатств, тайн, красоты. Перед людьми она предстает в виде прекрасной женщины с косой, в длинном платье до пола.
Эпический размах, непреходящий философский и нравственный смысл сказов П.П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер» передал Александр Васильевич Чиркин в подчаснике «Хозяйка Медной горы» и скульптурной композиции «Каменный цветок». Скульптор сумел отразить надменность, холодность и величие сказочной героини. Вместе с тем, в этих произведениях, он увековечил собирательный образ талантливых уральских мастеров, влюбленных в родной горный край, беззаветно преданных своему делу.
К образам Хозяйки Медной горы и Данилы-мастера А.В. Чиркин возвращается вновь и вновь, создавая характерные, узнаваемые образы.
Александр Семенович Гилев, создавая подчасник «Хозяйка Медной горы», делает акцент на образе Малахитницы, которая с улыбкой разглядывает работу горного мастера.
В произведении скульптора Александра Александровича Лукьянова предстал поэтический образ владычицы недр земных, в котором воплотилась сама уральская природа.
Величественна Хозяйка Медной горы в произведении скульптора, члена Союза художников СССР Сергея Павловича Манаенкова. В руках ее малахитовая шкатулка, вдохновляющая человека на творчество. С теми, кто стремится превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. Самым упорным и талантливым оказывает своё покровительство. Для горных мастеров её сокровища – материал для искусства, с ними  она милостива и добра.
Малахитница повелевает не только камнями и металлами, но и живыми существами – ящерками.  Да и сама Хозяйка Медной горы может оборачиваться в ящерицу с лапами, хвостом и с человечьей головой.
Узнаваем бажовский камнерез в скульптурном произведении «Данила-мастер» чеканщика художественного литья, выпускника Каслинского ремесленного училища А. Кутяева. На прямоугольной подставке фигура стоящего на коленях юноши в крестьянской одежде, в левой руке он держит зубило, в правой молоток. Перед ним на возвышении - крупный цветок с десятью лепестками.
В 1958 году скульптор Николай Сергеевич Гореликов создал произведение, в котором изобразил горного мастера с рабочими инструментами в руках, воплощающего в камне необыкновенный цветок.
Литературное творчество П.П. Бажова вдохновило челябинского скульптора, члена Союза художников СССР Ивана Васильевича Бесчастного на создание в 1979 году серии сквозных рельефов «Уральские сказы».
Конечно, каждый скульптор, как и читатель, отдает предпочтение определенной группе сказов. Так и И.В. Бесчастнов воплотил в произведениях декоративно-прикладного искусства бажовские сказы «Каменный цветок», «Про Великого Полоза», «Ермаковы лебеди», «Серебряное копытце», «Золотой Волос».
В эти же годы А.В. Чиркин обращается к сказу-легенде «Золотой волос», изображая юную длинноволосую красавицу, сидящую на камне. Взгляд ее печальных глаз устремлен вниз, к реке, в водах которой старатели находили драгоценный металл.  Золотой волос – дочь Великого полоза, хранителя золота, с именем которого в уральских легендах связано много суеверий, примет горняков и рудознатцев.
Воплотил Александр Васильевич и образ каслинского мастера В.Ф. Торокина, героя одного из сказов уральского писателя.
3 минуты