Найти тему
58,6 тыс подписчиков

По исторической справедливости движение рабочих-рекордсменов надо было называть не стахановским, а кривоносовским. Свой рекорд машинист депо станции Славянск Донецкой железной дороги Петр Кривонос установил почти на два месяца раньше шахтера Стаханова — 24 июля 1935 года.


Трудовой подвиг заключался в том, что машинист Кривонос провел состав с углем на участке Славянск — Лозовая со скоростью 32 км/час вместо обычной 21 км/час. Это сейчас кажется делом малозначимым — подумаешь, увеличил скорость на каких-то 10 километров. Но тогда событие стало настоящим прорывом. Дело в том, что конструкционно паровоз серии ЭУ мог развивать скорость 55 км/ч. Но это в теории и без вагонов. А вот в реальности, везя за собой состав массой почти 2000 тонн, да еще и на сложных участках пути, максимум, что могли выжать машинисты из локомотива — это 20–22 км/час.

А Кривонос досконально изучил конструкцию паровоза, провел несколько экспериментов и делом доказал, что ЭУ имеет куда больше резервов для увеличения мощности.

Но не всё было так просто с этим рекордом. Проходил он точно по «стахановскому» сценарию, хоть и случился раньше него. Для фиксации достижения полностью закрыли перегон, а Кривоносу выделили новый, только что с завода паровоз. После того как он провел состав, путейцы два дня приводили перегон в порядок, забивая костыли, так как при такой скорости и нагрузке полотно дороги порядком «расхлябалось».

Массовым движение кривоносовцев не стало — для таких «скоростников» нужно было кардинально переделывать расписание поездов, держать штат путейцев (а лучше полностью менять ж/д полотно), иметь новые паровозы. Поэтому Петр Кривонос оставался рекордсменом-одиночкой у себя на дороге, хотя на других магистралях последователи у него имелись.

Фото: Основоположники стахановского движения — Петр Кривонос (слева) и Алексей Стаханов, 1936 год.
По исторической справедливости движение рабочих-рекордсменов надо было называть не стахановским, а кривоносовским.
1 минута
801 читали