22,5 тыс подписчиков
Скандинавская экспансия стала настолько массовым явлением, что она даже оставила свой след в окружающей среде.
"В 1893 году, когда строилась репродукция гокстадской ладьи викингов, оказалось невероятным делом отыскать в Норвегии дуб соответствующих параметров и размеров, чтобы вырубить из него 18-метровый киль, а потому требуемое дерево пришлось выписывать из Канады. Сколь бы невообразимым ни казалось такое положение для страны, известной экспортом древесины, причины нехватки дубов становятся понятными, если провести кое-какие вычисления. Археолог Оле Крюмлин-Петерсен подсчитал, что для строительства ладьи длиной 20-25 м необходимо 50-58 куб. м древесины. Если брать диаметр ствола в 1 метр при высоте 5 м, получается, что придется свалить 11 таких стволов и еще один дополнительный, высотой в 15-18 м, для иготовления киля. Даже если сделать поправку на преувеличенные размеры эскадр, упоминавшихся в сагах и современных событиям документальных источниках, можно предположить, что в эру викингов строились многие тысячи подобных кораблей, а потому не приходится сомневаться в том, что дефицитом дуба на исходе XIX столетия Норвегия, по крайней мере частично, обязана хищническому истреблению ресурсов за тысячу лет до того. Конечно же, в дело шла и другая древесина в том числе сосна, ясень, липа, ива и береза обычно для каких-то особых узлов, но иногда и в тех случаях, когда дуб отсутствовал. Надо полагать, что мастер корабел имел целую бригаду разного рода мастеров, каждый из которых специализировался на выполнении какой-то определенной или нескольких задач."
Шартран Р., Дюрам К., Харрисон М., Хит И. Викинги 2008 с.151-152
На прикрепленном изображении - строительство кораблей на так называемом "Гобелене из Байе"
1 минута
22 июля 2023
3771 читали