Найти в Дзене

Увы, производство знаменитых тульских гармошек и баянов нынче поражено теми же недугами, что и многие другие народные промыслы России. Налицо весь "стандартный набор": падение производства, уход старых мастеров и отсутствие молодого пополнения, равнодушие со стороны госструктур, резкое сокращение спроса...

А ведь история самого, пожалуй, любимого на Руси музыкального инструмента насчитывает более 200 лет. Усилия многих поколений тульских умельцев превратили гармонь в технически крайне сложный механизм. Но эволюция эволюцией, а создание и двухрядной гармошки, и сложнейшего многоголосого баяна, как сто и двести лет назад, - это результат исключительно ручного труда конкретных мастеров, которых сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки.
Как здоровье старейшего российского промысла сегодня? С этим главным вопросом мы отправились в Тулу - город оружейников и музыкантов.
- Свой расцвет мы пережили давно, в 70-е годы прошлого столетия, - ностальгически вспоминает главный инженер "Тульской гармони" Юрий Брызжев. - Тогда у нас работали пять тысяч человек, и в торговые сети СССР мы отправляли 400 музыкальных инструментов.
Юрий Николаевич, немного помолчав, особо подчеркивает:
- Ежедневно!
К Юрию Николаевичу меня подвели сразу же, едва я выразил желание познакомиться со старейшим работником "Тульской гармони". В эти цеха он пришел почти полвека назад шестнадцатилетним пареньком и не покидал их ни на день даже в самые трудные времена. А еще раньше здесь трудились его отец и дед. Тем понятнее горечь, которая звучит в словах Брызжева:
- Сегодня 400 инструментов мы делаем за месяц, а коллектив с пяти тысяч сократился до двухсот человек. Мы потеряли много поистине "золотых рук". Но каким-то чудом нам все же удалось удержаться на плаву.
Юрий Николаевич рассказывает очень непростую новейшую историю фабрики.
В печально знаменитые 90-е государство попросту бросило старейшее производство, "душу" России, на произвол судьбы. Мастерам русской гармони с лихвой досталось всех "прелестей" тех лет. Страна разваливалась, и гражданам стало не до веселья - закрывались музыкальные школы и училища, распадались музыкальные коллективы... Гармонистов перестали приглашать даже на свадьбы, а гармони покупать... А тут еще импортная электроника нагрянула, многие музыканты сменили баяны на дешевые электронные синтезаторы, способные играть без участия человека.
- Банкротство пришло к нам на порог, - вспоминают сегодня на фабрике. - Оно даже переступило его. Цеха не отапливались, канализацию отключили, зарплату не платили, предприятие погрязло в долгах...
К концу 90-х на фабрике осталось всего сорок человек. Но этот костяк немолодых уже людей собственно и не дал старейшему российскому промыслу умереть.
А вскоре на фабрике появились хорошо одетые люди в галстуках, походили по цехам, посмотрели и купили знаменитую фабрику.
- Неужели покупатели были жаркими поклонниками тульской гармони? - поинтересовался я.
- Да нет, - последовал ответ. - Их привлекли огромные площади заводских корпусов.
С приходом нового хозяина жизнь вроде бы стала налаживаться, хотя и в иных, очень скромных масштабах. Производство баянов, располагавшееся в огромных фабричных корпусах и нескольких филиалах, сжалось до одного этажа. Но с долгами потихоньку разобрались и дело пошло в гору. Потом был расцвет бартера, когда гармони и баяны выменивали на газовые плиты, телевизоры и прочую бытовую технику. Лишь к 2004 году мастера фабрики стали регулярно получать зарплату, иногда даже два раза в месяц. Количество работников стабилизировалось на уровне 200 человек.
Конечно, историю эту можно было бы назвать банальной, если бы речь шла о чем-то другом, более прозаичном.
К 2007 году фабрика достигла своего второго расцвета. Он, естественно, не шел ни в какое сравнение с семидесятыми годами, но интерес к культуре у россиян снова стал просыпаться, кривые продаж поползли вверх.
3 минуты