127 подписчиков
Песочная терапия — метод психотерапии, основанный на использовании песка и различных материалов (фигурок, игрушек, мелких предметов) для выражения и исследования эмоций, мыслей, внутренних образов и разрешения внутренних конфликтов. Этот метод был разработан исследователями, работающими в области психологии, и постепенно стал популярен у психологов и в психотерапевтической практике. Этот подход имеет давнюю и интересную историю.
Предпосылки к появлению
История создания песочной терапии как отдельного метода начинается с работы швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. В начале 20-го века Юнг изучал мифы и сны, и интересовался продуктивной фантазией, которая проявлялась в них. Он задумывался о возможности использования материалов, которые позволили бы пациентам выражать свои внутренние миры. Далее эта идея была развита благодаря работам Шандора Ференцаи. Он изучал детскую игровую активность особенно в свете принципов свободной ассоциации Зигмунда Фрейда. Благодаря своим наблюдениям он предложил новый подход к работе с клиентами — через игру с песком.
Идея метода витала в воздухе. Так известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в своей книге «Игры на полу» (1911 год) описывал процесс игры своих сыновей, в которой они, играя на полу маленькими фигурками, находили выражение своим внутренним процессам и тем самым облегчали свои трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом.
Развитие метода
В 20-х годах прошлого столетия в практике детской психиатрии появился метод, разработанный Шарлоттой Бюлер, под названием «Мировой тест», который активно использовался как диагностический инструмент в работе специалистов в области детской психиатрии.
Считается, что базис песочной терапии был разработан в 1920-х годах австрийским психологом Маргарет Лоуенфельд,. Опираясь на идеи предшественников, она в 1930 году она впервые решила поместить фигурки в «песочницу». Ловенфельд для игровой комнаты в своей детской клинике приобрела «ящик чудес» и множество фигурок для него, включая разноцветные жемчужины и другие предметы. Пациенты Маргарет создавали целые композиции, называя их «Мой мир», а в последствии, наблюдая за этим процессом, она сформировать метод, который получил название «World Technique».
В 1950-х годах Дороти Стаппард, ученица Лоуенфельд, разработала свой собственный метод песочной терапии, который назывался «Песочная игра». Этот метод был более фокусированным на работе с материалами и был более структурированным, чем метод Лоуенфельд.
Признание и популяризация
В 1954 году ученица Юнга Дора Калфф (Dora Kalff) приехала из Швейцарии в Лондон, чтобы учится у Маргарет Ловенфельд. В Лондоне Д. Кальф познакомилась с Д. Винникотом, Э. Нойманном, кляйнианскими аналитиками. Когда Дора вернулась в Швейцарию, она объединила «World Technique» Маргарет Льовенфельд и юнгианский психоанализ.
Именно Дора Мария Кальф (1904-1986), известный австрийский психоаналитик, педагог и художница, сформировала полноценный метод песочной терапии в том виде, который нам известен сегодня.
Работа Доры Марии Кальф по песочной терапии быстро получила признание со стороны коллег и психотерапевтов. Её книги "Психотерапия через игру" (1958) и "Путешествие в мир символов" (1966) стали классикой в этой области. Она также организовывала тренинги для других специалистов, чтобы распространять метод по всему миру.
Наследие
Дора Мария Кальф сделала значительный вклад в развитие песочной терапии как отдельного направления арт-терапии. Её работа продолжает быть актуальной до настоящих дней, а её подход используется специалистами по всему миру для помощи людям в самопознании, преодолении эмоциональных проблем и разрешении конфликтов.
Психотерапевты, использующие этот метод, отмечают его высокую эффективность и способность достигать глубоких уровней самопознания у пациентов.
Применение
Обучение и сертификация песочных терапевтов требует от специалиста хорошей подготовки в области психологии и опыта работы в клинической практике. Тем не менее метод прост в его профессиональном понимании и использовании на практике.
3 минуты
20 июля 2023