Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

Брестский мир в 1918 году тоже осуждали не только «справа», но и «слева». Если для кадетов, многих офицеров или правых эсеров Брест был «национальным унижением», то анархисты и левые эсеры восприняли Брест как «предательство интернациональной Революции» и уступку германскому капиталу.

«В вопросе о войне и мире вы приняли «решение» в подписании Брестского мира, который, быть может, уже сделал-таки свое — задушил нашу революцию. И вы имеете еще поразительную смелость уверять народ, что ваше соглашательство с германским империализмом — «передышка» дала нам богатые результаты. Что, это она нам дала?! Извратила нашу революцию и задержала на полгода германскую, ухудшила отношение к нам английских и французских рабочих, когда на западные фронты обрушились все освобожденные нами военные силы Германии, что унесло у них сотни тысяч жизней, и создала почву и возможность для англо-французского правительства вмешаться в наши дела, с негласной нравственной санкцией рабочего народа в большинстве, при вялом протесте меньшинства. Брест отрезал нас от источников экономического питания, от нефти, угля, хлеба, а ведь от этого-то прежде всего и гибнет наша революция.
Брест — это предательство всей окраинной и Украинской революции немецкому усмирению. Мы «передыхали» в голоде и холоде, внутренне разлагаясь, пока вырезывались финские рабочие, запарывались белорусские и украинские крестьяне и удушались Литва и Латвия...» (с) письмо М. А. Спиридоновой ЦК РКП(б). Ноябрь 1918 года. / Партия левых социалистов-революционеров. Документы и материалы. 1917–1925 гг. : в 3 томах. Том 2. Часть 3. Октябрь 1918 – март 1919 гг. — М. : РОССПЭН, 2017.
Справедливости ради, хочу заметить, что левая эсерка М. А. Спиридонова сперва поддерживала советскую делегацию в переговорах, ещё в апреле она говорила, что Брестский мир — это не столько выбор самих большевиков, сколько выбор масс. А вот к лету М. А. Спиридонова свою позицию по этому вопросу круто поменяла.
Схожие претензии к большевикам высказывали и анархисты, тот же Н. И. Махно. Последний был искренним сторонником Мировой революции, полагая что Брест привел к реакции на Украине и к развалу экономических связей между регионами.
Но и в среде большевиков многие выступали за «революционную войну» с Германией, будучи «левыми коммунистами». Так что всё было очень сложно. Революцию как процесс различные революционные силы понимали по-разному.
Фотография: М. А. Спиридонова, Н. И. Махно.
Брестский мир в 1918 году тоже осуждали не только «справа», но и «слева».
2 минуты
393 читали