Найти тему
120 подписчиков

Сундучок ювелира


Татьяна Мельникова, журнал МИР МУЗЕЯ, ноябрь, 2019 год.

В 2000 году известный советский российский ювелир, бывший главный художник Свердловского ювелирного завода, живописец Борис Гладков передал в Музей истории камнерезного и ювелирного искусства свой «волшебный ювелирный сундучок» — так я называю его во время экскурсий.

Металлический неказистый ящик с откидной крышкой, но если заглянуть в него, то взору откроются удивительные инструменты, даже названия которых звучат как магическая музыка. Фефка. Пуансон. Цанга. Корнцанг. Прокуска под швензу «бо» и «под стоячок серьги».

Кстати, сам волшебный сундучок именуется не менее волшебно — гофта, именно так в номенклатуре ювелирного оборудования называются металлические запираемые ящики для хранения драгоценных металлов.

Гофта Бориса Алексеевича выполнена кустарным образом из жести. В череде лет она утратила ручку и навесной замок, но всё ещё хранит ювелирные инструменты.

В словаре В. И. Даля фефка (или фифка) описана следующим образом: «Трубочка, коею раздувают на свече или жирничке боковой, жаркий огонь, для пайки мелочей, для плавки, при химических опытах и пр. Паяльная трубка». Да вот она: в музейной гофте среди других инструментов ювелира спряталась длинная узкая коническая латунная трубочка со следами продольной пайки— самодельная, напоминающая мундштук. Тонкий рабочий конец, который погружали в пламя, плавно изогнут под прямым углом к основной части и закопчён. Противоположный конец, к которому художник прикасался губами, раздувая огонь, сохранил ободок дыхания мастера.

Пуансон же— довольно скучный инструмент. Он служит для маркировки, штамповки и прессования металлов. Тот, что хранится в гофте Б. А. Гладкова, не совсем обычной формы. Видимо, был предназначен и использовался для массового изготовления определённой изогнутой детали.

Наковальня ассоциируется с работой кузнеца. А что у ювелира? У ювелира — наковаленка. Маленькая, очень маленькая платформа — 1,9×3,4 см — завершает массивный, квадратный в поперечном разрезе стальной прут, который зажимали в тисках для работы на наковаленке. На ней оправочным молотком, изготовленным из текстолита (в акте приёма на постоянное хранение молоток обозначен как «фибровый»), дорабатывали — наносили последние штрихи — оправу будущего ювелирного украшения.

Цанга— это тиски, корнцанг— пинцет, при помощи которого гнут элементы филигранного узора. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Металл Б. А. Гладков разогревал в графитовой ступке— она тоже есть в гофте— электрическим способом в специальной плавильной печке.

Интерес представляет и резиновая пресс-форма для изготовления восковой модели ювелирного кольца. И гофта, и инструменты в ней собирались дарителем явно не один год. Ящик для хранения драгоценных металлов, видимо, достался Борису Алексеевичу от некоего Кузнецова. На это указывает печать для опечатывания, сохранившаяся в гофте. На матрице вдавленная надпись «Кузнецов №8». А на «молотке фибровом» процарапано «Ваванов».


На фото гофта Б. А. Гладкова:
1. - Молоток фибровый.
2. - Фефка.
3. - Прокуска под швензу «бо» и «под стоячок серьги».
4. - Печать для опечатывания гофты.
5. - Корнцанг для разметки.
6. - Тигель.
7. - Многоступенчатый ригель для обручальных колец.
8. - Цанга.
9. - Пунсон с фиксатором для деталей.
10. - Кондуктор.
11. - Наковаленка.
12. - Форма литейная.
13. - Приспособление для точной нарезки деталей.
14. - Приспособление для изготовления резьбы на швензе клипс.

Сундучок ювелира  Татьяна Мельникова, журнал МИР МУЗЕЯ, ноябрь, 2019 год.
2 минуты