18,6 тыс подписчиков
В 1930-х годах М. В. Нестеров возвращается к столь любимой им теме преподобного Сергия Радонежского. В это время последний мыслится художником не столько "земным ангелом", сколько "небесным человеком". То есть эсхатологически и апокалиптически. Автор на картине "Дозор. Сон послушника" изображает Сергия не отроком, не старцем, но сильным духовным воином Апокалипсиса, который является верхом на белом коне. Сергий здесь уже не пешеход. Он всадник, подобный тем, которые являются в конце времен на грешную землю вместе с Христом-Судией "на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый" (Откр. 19:14). Иначе говоря, представитель славного небесного воинства.
Помимо великого радонежского чудотворца, М. В. Нестеров изображает людей, окружавших Преподобного. А также тех, кто подражал его житию (троицких монахов). Так появляется удивительно патриотичная картина «Пересвет и Ослябя» (1932), на которой изображаются герои Куликовской битвы - троицкие монахи-схимники Пересвет и Ослябя. Так возникает мчащийся с важной вестью нестеровский "Гонец" (1930-е годы). А также - "Всадники" (1932 г.), написанные по мотивам новоявленного чуда времен Смутного времени, когда святые троицкие монахи спасли обитель от поляков.
Появление новой, героической трактовки образа святого Сергия, по справедливой мысли Э. В. Хасановой, можно объяснить" обостренной чуткостью художника как к происходящим в начале 1930-х гг. событиям в стране, так и к... расстановке сил в мире" (Э. В. Хасанова. Религиозная проблематика в живописи М. В. Нестерова советского периода).
Ролик о преподобном Сергии можно найти здесь: Тайны агиографии Сергия Радонежского: кем были записаны новоявленные чудеса преподобного и кто повелел записать их.
1 минута
2 августа 2023
279 читали