Найти тему
462 подписчика

🏕️ Как не убить самостоятельность?

Что нужно делать, чтобы естественное, свойственное любому здоровому ребенку стремление к самостоятельности развивалось в правильном направлении? Очевидный ответ: надо предоставлять ему еще с младенчества возможность поступать по-своему.
Тут, однако, мы сталкиваемся с проблемой рисков. Ведь это же рискованно, когда ребенок поступает по-своему. А вдруг он упадет и ударится? А вдруг он потеряется на улице? А вдруг не сделает уроки?
Естественное стремление оградить от любых рисков ведет к полнейшей несамостоятельности. Но и игнорирование любых рисков тоже ничем хорошим не окончится. Слишком велика вероятность, что с ребенком случится что-то действительно трагическое. Не сопли, не разбитая коленка и не двойка по математике.
На мой взгляд, выход в том, чтобы разделять риски на приемлемые и неприемлемые и создавать ребенку пространство свободы, ограниченное лишь неприемлемыми рисками. Малыш учится ходить. Если он упадет — это приемлемый риск. А если ему хочется поиграть с кипящим на плите чайником — это уже неприемлемый риск.
Какие риски считать приемлемыми, а какие нет, решать, конечно, родителям и педагогам, которые учитывают конкретную ситуацию, учитывают особенности ребенка. Может быть ситуация, когда промочить ноги — неприемлемый риск, а может быть, когда спрыгнуть с крыши сарая — вполне приемлемый. Не верите — посмотрите эпизод в фильме «Зимородок», когда ученик, поощряемый учителем, прыгает с крыши сарая... в копну сена!
Нужно понимать, что всюду соломку не подстелешь, что трагедия может случиться даже там, где все кажется безопасным.
А дальше все зависит от психологических особенностей человека. Если у него невротический склад личности, то он стремится контролировать всё и вся вокруг себя, ему кажется, что, действуя правильно, он способен свести к нулю любые риски. Яркий пример — директор лагеря товарищ Дынин из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Подобные люди любую потенциальную угрозу умножают на сто и принимают такие меры предосторожности, что пространство свободы сжимается в точку. А противоположный вариант — жизнерадостный товарищ Митрофанов из того же фильма. «Ребята, айда на речку купаться!» — без всякой мысли, что нужно и о детской безопасности подумать, что толпа детей, бездумно несущаяся в воду, нуждается хоть в каком-то контроле.
Крайности всегда плохи, а выход — в «срединном пути». То есть и родители, и педагоги должны создавать такое пространство свободы, которое хоть и не бесконечно, но достаточно велико, чтобы внутри него ребенок мог полноценно развиваться. Да, должны быть категорические «нельзя», но их не должно быть слишком много. Эти «нельзя» должны предотвращать угрозы жизни и здоровью, угрозы бесспорные, очевидные, а не надуманные.

Внутри этого пространства свободы ребенок вынужден делать выборы и сталкиваться с их последствиями.
Таким путем формируется навык самостоятельности — через опыт, позитивный и негативный. И чем больше у ребенка такого опыта, тем меньше вероятность, что свою самостоятельность он будет реализовывать по сценарию «назло маме уши отморожу», то есть начнет специально действовать наперекор взрослым. Такое случается, когда ребенка все время зажимали-зажимали, ограничивали во всем, мелочно контролировали — а потом вдруг перестали. Естественно, первое время он от внезапно свалившейся на него свободы опьянеет, а потом, возможно, испугается и снова запросится в зону прежнего комфорта. Но если родители действовали грамотно, если с младенческих лет создавали ребенку пространство свободы и постоянно расширяли его соответственно возрасту, то самостоятельность становится для ребенка естественной вещью, он не будет стремиться к самостоятельности ради самостоятельности — у него ее и так в каждый момент времени столько, сколько он реально может потянуть.

✍️ Татьяна Смирнова, Виталий Каплан

3 минуты