Найти тему

КАК ПОГОДИН КУРГАН РЫЛ: из прошлого российской археологии

На Прожито.ру попался дневник от 1841 года Михаила Погодина. Очень душевно рассказывает о том, как раскопал курган примерно там, где будто бы битва на Сити случилась.

«2 [сентября]. Чем свет, поднялись мы в Боженки, в сопровождении дьячка, данного священником. Земля усажена буграми, как хлебами. Подъезжая к селу, увидели на берегу реки несколько курганов.
Так вот где было несчастное сражение, или лучше поражение. У самой церкви возвышается огромный курган сажень в пять вышиною. Народ высыпал смотреть на нас. Как Бог принес вас сюда, спросил священник, сюда и ворон костей не заносит.

Вот куда был притеснен несчастный Георгий Всеволодович.

Мы тотчас же вступили в разговор с священником.
Точно по всеобщему преданию здесь было сражение. «Не знаете ли места где погиб великий князь?» Как же, у Сидоровского ручья. Он, видно, хотел спастись по этой дороге, самая узкая, но его настигли татары и убили. «(А другой старик сказал, что у Калинина ручья)» Кругом нас везде болота, и дальше проехать никуда нельзя. А ворота к нам одни; это — дорога, по которой вы приехали.

Следовательно, Георгий Всеволодович попал сюда от Углича, а в Углич от Ростова, или так и татары, а он прежде мог от стороны Суздаля, Колязина и Кашина. Летописцы говорят глухо об их пути.

Село Боженки, помещицы Ратаевой, находится теперь верстах в 50 от Бежецка, 60 от Кашина, 30 от Красного Холма, 10 от большой дороги в Рыбинск, след[овательно] на границе уездов Бежецкого, Кашинского и Мышкинского. Где-то называется село Божиим городком. Невдалеке также на берегу Сити, есть село Могилицы, с курганами. Село Шелтошиш, так я разбираю это слово в своей тетрадке.
Один берег Сити повыше другого, но она здесь еще очень неширока, а весною разливается широко. Мы обошли ровное поле, простирающееся по другому ее берегу.

Церковь бедная, деревянная, коей один придел посвящен великому князю Георгию, впрочем, не в древности. Какой-то старик являлся в лесу их одному крестьянину во время голода и упрекнул ему, «зачем де вы не молитесь вашему угоднику, князю Георгию, оттого у вас и хлеба мало». Крестьянин воротясь сказал своим товарищам, и они сообща посвятили один придел вместо (кажется) Николая Чудотворца князю Георгию, которому с тех пор празднуют и служат молебны.

Собрав крестьян, мы начали разрывать курган. Аршинах на двух нашли несколько волос, нечто в роде горшка, несколько костей, {Я тогда не догадывался еще, что надо разрывать курганы в разрез, или сбоку, а не сверху.} (а после священник прислал мне частицу цепочки и уведомлял, что нашел три черепа). Пред нашим приездом умер один старик с лишком ста лет, который много рассказывал о старом времени. Оставшиеся были несловоохотны, и я насилу упросил одного показать мне косарь, сделанный им из найденного оружия. Впрочем, находок бывает мало, кроме крестов (из коих я получил после два). Преданий и песен никаких нет. Попросив священника уведомлять обо всем, что ему узнать случится, мы отправились.

Ехали десять верст болотами, кои теперь несколько пересохли, и с большим трудом мы выбрались на большую дорогу в селе Задорье.

Найдя село Боженки, я как будто лег на лавры в своем тарантасе, и не мог уделять ничему внимания. Впрочем, по дороге ничего не было примечательного, разве кроме прекрасного поместья, кажется, господ Кобылиных, также на берегу Сити…»
2 минуты