Найти тему
105 подписчиков

ГИМНАСТИКА В ШКОЛЕ — важнейшее средство физич. воспитания детей школьного возраста. В СССР Г. в ш. подчинена интересам воспитания молодого поколения строителей коммунистического общества и служит целям его всестороннего физического и духовного развития. Основными задачами Г. в ш. в СССР являются укрепление здоровья и закаливание учащихся, правильное формирование растущего организма, выработка стройной осанки, развитие и совершенствование основных двигательных навыков и важнейших психофизических (сила, быстрота, ловкость, выносливость и др.) и морально-волевых (сила воли, смелость, решительность, инициативность, дисциплинированность и др.) качеств. В советской школе гимнастика призвана воспитывать учащихся в духе советского патриотизма и развивать у них чувства коллективизма, дружбы и товарищества. Г. в ш. проводится в виде: а) 10—15-минутной г и м н а с т и к и д о з а н я т и й, в гигиенич. целях и в помощь организованному началу уроков; б) у р о к о в, задачей к-рых является обучение учащихся физич. упражнениям и содействие их правильному физич. развитию; в) в н е к л а с с н ы х с п о р т и в н ы х з а н я т и й учащихся старших классов. Задачи Г. в ш. решаются подбором и проведением разнообразных гимнастич. упражнений, охватывающих все наиболее существенные виды жизненно-важных движений. К числу их относятся подготовительные, или общеразвивающие, физич. упражнения (для рук, ног, туловища и т. д.), проводимые без снарядов, со снарядами (палки, мячи, скакалка и др.) и на снарядах (гимнастич. стенка, скамейка, брусья, перекладина, кольца, канат и др.), а также комплексные физич. упражнения — ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, сопротивление, упражнения в равновесии и др. Уроки гимнастики проводятся во всех классах советской школы. Гимнастич. упражнения требуют от учащихся большого внимания, сообразительности, точности, уменья сознательно рассчитывать свои движения, произвольно напрягать и расслаблять мышцы. Преподаватель гимнастики должен обращать особое внимание на качество выполнения упражнений учащимися. Уроки гимнастики требуют от учащихся большой затраты умственной энергии и не могут рассматриваться как отдых от других учебных занятий. В младших классах (1—4), в связи с возрастными особенностями детей, в уроки гимнастики включаются подвижные игры, в старших классах (8—10) — занятия по лёгкой атлетике.


В отличие от СССР в капиталистич. странах Г. в ш. поставлена на службу военщине и призвана служить целям подготовки молодёжи к захватническим войнам.

Лит.: Гимнастика. Методическое пособие для студентов ин-тов физ. культуры, М.—Л., 1949; «Известия Академии педагогических наук РСФСР», 1949, № 23 (номер посвящён вопросам физического воспитания); Л е с г а ф т П. Ф., Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, ч. 1, 3 изд., СПБ, 1912; Г о р и н е в с к и й В. В., Физическое образование, СПБ, 1913.

Б. С. Э., II изд., т. XI, 1952, стр. 387–388
2 минуты