2 подписчика
Вкратце о China-Strategie
На фоне происходивших масштабных международных событий вышедшая Стратегия ФРГ по Китаю была лишена внимания. Хоть осветить такой документ в рамках ТГ-поста тяжело, мы все же попробуем это сделать.
По мнению Берлина, Китай все больше пытается перестроить миропорядок, поставить под зависимость от себя международные цепочки поставок, ограничивает свободу слова на своей территории и др. В целом, стандартный набор, не раз озвучивавшийся в сторону КНР со стороны ФРГ, особенно "Зеленых".
Тем не менее, Пекин, как это установлено и в Стратегии национальной безопасности, является "одновременно партнером, конкурентом и системным соперником" (S. 8). Китай при этом называется ключевым игроком для решения глобальных проблем, таких как, например, климатический кризис. (S. 10).
Выделяются три направления деятельности ФРГ по выстраиванию стратегии к Китаю: двусторонние отношения с ним, укрепление Германии и ЕС и международное сотрудничество (S. 9). Позволим себе обратить внимание на приоритетность при их перечислении. Отметим также, что ярким проявлением последнего формата явился недавний саммит ЕС-Латинская Америка.
В документе признается, что "зависимость Китая от Европы неуклонно снижается, а зависимость Германии от Китая в последние годы возрастает" (S. 10). После таких слов читатель задается вопросом: а зачем ФРГ проводила торговую политику, которая привела ее к этой ситуации? Для таких вопросов имеется следующее изречение: "Германия принимает конкуренцию с Китаем... Конкуренция выгодна всем, если она основана на справедливых правилах" (S. 10).
Несмотря на все негативные аспекты деятельности КНР в ИТР, изложенные в документе, его упомянутое сближение с РФ, и иные вызовы, которые Пекин создает для "миропорядка, основанного на правилах", в документе закрепляется, что "сотрудничество с Китаем является основополагающим элементом китайской стратегии федерального правительства" (S. 11). При этом, ФРГ ставит в приоритет европейское единство, потому будет формировать "китайскую политику в европейском ключе и теснее координировать ее с партнерами по ЕС" (S. 11-12).
Упомянутые подходы, как может заметить читатель, входят в противоречие друг с другом: в одном абзаце приоритет достается двусторонним связям, в другом - выстраиванию отношений на основе общеевропейского подхода.
Двойственность прослеживается и в абзаце с упоминанием о том, что ФРГ продолжает придерживается политики "одного Китая". Он мог бы выглядеть для КНР позитивно, если бы не двукратное упоминание Тайваня, а также закрепление поддержки его участия в международных организациях со стороны Германии (S. 13).
Не обошлось и без следа "феминистической" концепции внешней политики Анналены Бербок: устанавливается, что для ФРГ ситуация с правами женщин и маргинальных групп являются "индикаторами состояния общества" (S. 12).
Промежуточные наблюдения:
1) Стратегия исполнена в настолько, насколько это возможно, нейтральном виде.
2) Сохраняются рудименты концепции "изменения через сближение". Похоже, в Федеральном Правительстве старые наработки все еще воспринимают рабочими, несмотря на дискредитацию такого подхода в отношениях с Москвой.
3) Тем не менее, важным является факт закрепления в стратегии негативного опыта зависимости от России и необходимости не допустить подобного с Пекином. Официально признается зависимость Берлина от КНР в ряде сфер (S. 35-36).
4) Интересно видеть закрепление необходимости жесткого контроля за прямыми иностранными инвестициями для недопущения ущерба безопасности ФРГ (например, в сферах телекоммуникации, передачи данных, а также в энергетической и транспортной инфраструктуре) (S. 39-40). Особенно парадоксально эти ремарки выглядят на фоне Гамбургской сделки COSCO. Видимо, на фоне ее опыта авторы документа решили закрепить обещание разработать "зонтичный" закон (Dachgesetz), который определит, какие отрасли, компании и учреждения относятся к критической инфраструктуре страны (S. 42).
3 минуты
18 июля 2023