160,5 тыс подписчиков
В ответ на пост
Печальный повод для постоянной рубрики #музыкальная_пауза: в возрасте 76 лет умерла Джейн Биркин. Музыкальный журналист Иван Сорокин вспоминает историю баллады Сержа Генсбура Je t'aime... moi non plus.
Глядя из 2023 года, когда более откровенный текст и более суггестивные звуки можно найти почти в любом треке Инстасамки, сложно представить, каким событием стало появление Je t'aime... moi non plus на радио — особенно британском. Что ж, попробуем реконструировать.
В 1967 году Серж Генсбур, на тот момент известный в первую очередь как один из главных сонграйтеров специфически французского жанра йе-йе (в таком статусе он, например, выиграл Евровидение вместе с певицей Франс Галль), встречался с Брижит Бардо — и замужний статус актрисы не был тому помехой. Гензбур написал Je t'aime... moi non plus как извинение перед Бардо: она попросила посвятить ей самую красивую песню о любви, которую только можно вообразить. Уже готовая запись была положена на полку: воспротивился Гунтер Закс, муж Бардо (оригинальная версия увидела свет только в 1986 году). Год спустя, когда Серж уже встречался с юной it girl и актрисой Джейн Биркин, та попросила перезаписать песню со своим вокалом — и сделала часть со стонами ещё более выразительной, пусть и длится она всего несколько секунд.
То, что песню запретило BBC (как и радио в ещё нескольких странах), зимой 1969 года не помешало ей подняться на первое место британского чарта — более того, впервые в истории это случилось с песней не на английском языке. Вряд ли молодые британцы могли расслышать все метафоры и аллюзии в как всегда поэтичном тексте Генсбура — но въедливая мелодия органа и вздохи сделали своё дело.
В англоязычном мире песня станет некоторым проклятием и для Сержа, и для Джейн. Во Франции один считается национальным достоянием (несмотря на все сомнительные истории, касающиеся его отношений с женщинами), вторая — одновременно секс-символом и одной из главных селебрити-активисток. Более того, последующие их совместные опыты в музыке были более амбициозными: концептуальный альбом 1971 года Histoire de Melody Nelson по праву считается чуть ли не главной поп-записью в истории Франции.
Не то с англоговорящими: когда в конце семидесятых Генсбур ездил на Ямайку записывать свои регги-альбомы, великие продюсеры Слай и Робби сказали, что из французской музыки знают «только ту песню, где девушка стонет» . Когда Серж сказал, что это его песня, рабочие отношения заметно потеплели.
Как бы то ни было, уже пятьдесят с лишним лет Je t'aime... moi non plus остаётся одним из символом континентального европейского шика, либертенства в своём самом прямом понимании — не провокацией ради провокации, а расширением поп-культурного дискурса для включения в неё сексуальной компоненты в чистом виде, без намёков. То, что статус этой песни никак не повлиял на то, как мир воспринимал политические взгляды и действия Биркин — безусловно, заслуга самой Джейн, которую зачастую лишают агентности, описывая её как игрушку в руках Генсбура.
2 минуты
17 июля 2023
126 читали