Найти в Дзене
10,9 тыс подписчиков

9 мая сего года Владимир Никитич Носаков - один из создателей "Волги" ГАЗ-24 и многих других машин ГАЗ - выложил неизвестное мне изображение перспективного типажа на послевоенный период, составленного в НАТИ в 1941-1942 годах и утверждённого на совещании Наркомсредмаша 3 февраля 1943. Как можно увидеть - сразу после Сталинградской битвы будущий послевоенный модельный ряд советского автопрома планировался существенно иным, чем то, к чему пришли в конечном итоге. Я также попробую дополнить его иллюстрациями того, как некоторые из представленных автомобилей могли бы выглядеть "в жизни".


Для начала - не только будущая "Победа", но и вообще все "легковушки" в типаже имеют современный "понтонный" дизайн - включая будущие "Москвич" (КИМ ?) и ЗИС. Конечно, прорисовка их достаточно условная, но нельзя не заметить, что малолитражка с литровым моторчиком сильно напоминает разработанный до войны в НАТИ обтекаемый кузов для шасси КИМ-10 (рисунок 2), но с объединёнными передними и задними крыльями (прорисована даже характерная линия водостока на задней стойке - т.е. автор иллюстрации к типажу наверняка знал про этот проект). Будущая "Победа" выглядит так, как на самых первых довоенных набросках её дизайна, например - широко известном эскизе Бродского (3) - что, в общем-то, вполне закономерно, в работе над типажом участвовал Липгарт. Уже тогда был предусмотрен тип будущего ЗИМа - автомобиль, промежуточный между массовой "Победой" и штучным ЗИСом. Обтекаемый ЗИС несколько напоминает "Москву" Росткова-Еремеева, но скорее всего основан на менее авангардном проекте Росткова 1942 года (4) - хотя и не повторяет его буквально; как известно, в итоге автомобиль был по понятным причинам стилизован под "американца" - а жаль... Впрочем, как становится очевидно, копирование конкретных иностранных моделей носило сугубо ситуативный характер, а не было изначальной установкой.

Среди грузовиков в первую очередь бросается в глаза три семейства двигателей - 70...90-сильная маленькая рядная шестёрка (очевидно, ГАЗ-11), более крупная с 85...100 л.с. (будущий ЗИС-120) и совсем крупная, вероятно - уже рядная восьмёрка, мощностью 165...200 л.с. (прямо это не указано, но судя по рисунку верхнеклапанная - возможно, на базе изначально "легкового" мотора ЗИС-101; насколько я понимаю - реально это место заняли более экономичные дизели ЯМЗ, появившиеся благодаря доступу к американским технологиям ближе к концу войны). Интересно, что, судя по схеме, на 2,5-тонной трёхосной модели на шасси ГАЗ планировалось использование двигателя ЗИС. Пятитонное семейство - это явно будущие ЯАЗ/МАЗ/КрАЗ, включая и реально существовавшую версию минского грузовика с полуприцепом (5). Интересная деталь - наличие так и не освоенных нашей промышленностью грузовиков полукапотной компоновки в классах 8-тонных тягачей с полуприцепом и внедорожников (по типу GM-овских COE и Autocar U-series).

На базе всех грузовых семейств был запланирован выпуск современных автобусов вагонной компоновки. Увы, в реальности быстро реализовать удалось лишь проект на агрегатах ЗИС (ЗИС-155), а построенный на агрегатной базе ГАЗовских грузовиков ПАЗ-652 появился лишь к самому концу пятидесятых - ниша автобуса малой вместимости надолго оказалась занята капотными "барбухайками".

В целом, можно сказать, что большая часть типажа была так или иначе реализована - кроме откровенно тупиковых позиций, которыми, к примеру, оказались полугусеничные грузовики - места для них в народном хозяйстве так и не нашлось, хотя эксперименты с ними велись ещё долго. Интересно, что показанные машины по схеме шасси больше похожи на немецкие "полугусы" Книпкампа, чем на американские "халф-трэки" - как оно потом и вышло в жизни (6).

"Не срослось" также с тяжёлым компандирским автомобилем - аналогом "Додж 3/4" (он даже был разработан под обозначением ГАЗ-62, но в итоге оказался не востребован; отчасти его функции перешли к четырёхдверному ГАЗ-69А) и 1-тонным развозным фургоном на агрегатах легковушки (лёгкий коммерческий транспорт это вообще какая-то больная тема для нашего автопрома; эти ниша в итоге была занята "головастиками" УАЗ).
3 минуты
2694 читали