Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

И вновь немножко о «железобетонном» сознании господ помещиков в период Революции и Гражданской войны. На этот раз я возьму для примера иной режим, юридически не «белогвардейский». Режим гетмана П. П. Скоропадского, пришедшего к власти в Киеве на немецких штыках после разгона Центральной рады. Белые этот режим «своим» не считали, хотя все равно с ним сотрудничали.

Павел Петрович Скоропадский, как к нему не относись, все же имел некоторые политические задатки. Он прекрасно осознавал, что его власть без немцев и месяца не выстоит (так оно в итоге и вышло). Так что гетман пытался провести кое-какие, весьма половинчатые, реформы для местных, чтобы получить хоть какую-то поддержку. Был создан Державный банк, который по идее должен был покупать земли у помещиков, а потом передавать их за меньшую плату (но все равно, за плату) крестьянам. При этом, гетман для помещиков был «спасителем», вернувшим им право собственности на имения и земли. Что же ему ответили помещики? Они его, фактически, «послали»:
«При открытии этого банка министр финансов пригласил всех более или менее крупных землевладельцев и сказал нам прекрасную речь. Он говорил так: «Господа, наш гетман восстановил право собственности, и вы получили обратно ваши имения; но считаю долгом вам сказать, что положение очень серьезное, и среди крестьян идет сильная работа, чтобы создать недовольных теперешним строем. Мы, если можно так выразиться, сидим на бочке с порохом, в которую проведен длинный фитиль и конец его уже горит! Помогите нам вовремя его затушить. Продайте из возвращенных вам богатств сколько хотите земли, по какой хотите цене. Дайте возможность Державному банку начать свои действия». Со всем сказанным министром нельзя было не согласиться, и я спросил моего соседа, у которого было 25 000 десятин: «Сколько вы продадите?» И услышал в ответ: «Ни пяди моей земли!» Это было очень легкомысленное решение, о котором, вероятно, очень сожалеет теперь этот помещик, если только он еще жив. Были, конечно, и более разумные люди, которые пошли навстречу желаниям гетмана, но, к сожалению, их было немного; поэтому не удалось создать впечатления среди крестьян, что правительство заботится о них. Кто же в этом виноват? Конечно не гетман, а недальновидные помещики...» (с) Ф. Н. Безак — монархист, белогвардеец, помещик. / Воспоминания о Киеве и о гетманском перевороте.
При таких раскладах, стоит ли так удивляться, что «махновщина» и вообще повстанчество в том регионе (кстати, с довольно критичным отношением к большевикам) было столь мощным и держалось отлично при всех «антибольшевистских режимах», от немцев и их марионеток до Деникина и Врангеля? И на 90% всегда между белыми-гетманцами и большевиками выбирало последних (хотя и со своими условиями)?
Ну а помещики бывшей Российской империи — это, конечно, образец какой-то стоеросовой недальновидности и совершенной необучаемости...
Фотография: П. П. Скоропадский и немцы, 1918 год.
И вновь немножко о «железобетонном» сознании господ помещиков в период Революции и Гражданской войны. На этот раз я возьму для примера иной режим, юридически не «белогвардейский». Режим гетмана П. П.
2 минуты
444 читали