37,8 тыс подписчиков
МАКЕТ ПЕРВОГО РУССКОГО ПАРОВОЗА может увидеть каждый, кто только сойдёт в городе Венёве Тульской области с поезда. Он - часть небольшой музейной экспозиции у вокзала.
Паровоз построен в 1833-34 годах промышленными инженерами-изобретателями отцом и сыном Черепановыми - Ефимом Алексеевичем (1774 - 1842) и Мироном Ефимовичем (1803 - 1849), выходцами из крепостных рабочих династии уральских промышленников Демидовых. Иногда их ошибочно называют братьями, но нет - Черепановы были отцом и сыном.
Паровоз Черепановых (он же "сухопутный пароход" или "пароходный дилижанец") был построен на демидовском Выйском металлургическом заводе на территории современного города Нижний Тагил Свердловской области.
Паровоз перевозил железную руду весом в 3 тонны по рельсам шириной колеи 1645 мм (2 аршина и 5 вершков) на расстояние в 857 метров со скоростью 12-15 км/час.
Черепановы были изобретателями с богатым списком изобретений. До постройки паровоза они уже создали более 20 паровых машин (разных по назначению - водоотливных, рудоподъёмных, винторезных, строгальных и золотопромывальных) мощностью от 5 до 60 л.с.
В 1836 году Черепановы построили первую в России железную дорогу. Она была всего лишь 857 м в длину и соединяла Выйский завод с Меднорудянским рудником.
В 1837 году, когда цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) путешествовал по России, он проехал по этой дороге и спустился в шахту.
К сожалению, к паровозам Черепановых и к их железной дороге в те годы отнеслись скептически. Начальство Выйского завода и Демидовы решили, что они дорогие и нерентабельные. Обслуживание паровозов выходило дорогим, требовались дрова и уголь, которые нужно было непрерывно и постоянно подвозить. Всё это влетало в копеечку и усложняло производственный процесс, когда лошадей можно было просто накормить.
Против паровозов выступило и конно-гужевое лобби, которое могло остаться без прибыли за перевозки на лошадях.
В итоге локомотивы Черепановых были заменены конной тягой.
Модель паровоза в Венёве изготовлена и установлена работниками ремонтного локомотивного депо Узловая в 2013 году.
1 минута
16 июля 2023
201 читали