47,5 тыс подписчиков
«Передовое рабочее законодательство»?
Борис Бразоль и те, кто продолжил его дело, представляют фабричное законодательство последних десятилетий Российской империи как передовое, а положение рабочих — как привилегированное.
В частности, в брошюре Бразоля утверждается, что «в царствование Императора Николая II, до созыва 1-й Государственной Думы, были изданы специальные законы для обеспечения безопасности рабочих в горнозаводской промышленности, на железных дорогах и в предприятиях, особо опасных для жизни и здоровья рабочих. <...>
Детский труд до 12-летнего возраста был запрещен, а несовершеннолетние и лица женского пола не могли быть нанимаемы на фабричную работу между 9-ю часами вечера и 5-ю часами утра.
Размер штрафных вычетов не мог превышать одной трети заработной платы, причем штраф должен был быть утверждаем фабричным инспектором. Штрафные деньги поступали в особый фонд, предназначенный для удовлетворения нужд самих рабочих.
В 1882 году специальный закон урегулировал работу детей от 12 до 15 лет. <...> Но превосходство над теперешней марксистской системой заключалось, главным образом, в возможности рабочим защищать свои права оружием, называемым «классическим оружием рабочего класса»: в Царской России — можно было прибегать к забастовкам, тогда как в советской России забастовки невозможны. <...> Что же касается социального страхования, таковое было установлено уже в 1912 г.».
Всеми перечисленными законодательными «достижениями» можно восхищаться, лишь ничего не зная ни о реальном развитии и применении фабрично-заводского законодательства в России, ни о развитии аналогичного законодательства за рубежом.
Во-первых, рабочее законодательство Российской империи значительно отставало от европейского и создавалось (но с огромным запозданием и большими пробелами) по образцам рабочего законодательства Великобритании, Германии и Франции. Так, институт фабричной инспекции в Великобритании был введен в 1833 г., в России — в 1882 г. Причем создавалось это российское законодательство с очень существенным урезанием прав работников и столь же существенным расширением прав работодателей.
Во-вторых, благие намерения законодателя защитить самые основные интересы наемных работников десятилетиями лежали под сукном в виде непринятых законопроектов.
В-третьих, между рабочим законодательством Российской империи и законоисполнительной реальностью была дистанция огромного размера. После принятия нововведений, улучшавших положение рабочих, нередко следовал реверанс в сторону работодателя: выпускалась инструкция или циркуляр, извращающие или попросту обессмысливающие эти нововведения. Кроме того, рабочее законодательство практически повсеместно не выполнялось, поскольку наказание за его нарушение со стороны промышленников отсутствовало или было чисто символическим.
В-четвертых, рабочее законодательство Российской империи было ограниченного распространения. Оно применялось не на всей территории России и касалось только постоянных рабочих фабрик, заводов и предприятий горной промышленности, которые на тот момент составляли всего лишь около четверти всех наемных рабочих.
https://t.me/historypapirus - подписаться на канал
2 минуты
14 июля 2023