47,6 тыс подписчиков
Правда ли, что в Российской империи строили больше железных дорог, чем в СССР?
Так, Бразоль пишет: «В Царской России в период с 1880 по 1917 гг., т. е. за 37 лет, было построено 58 251 км, что дает средний годовой прирост в 1 575 км. За 38 лет советской власти, т. е. к концу 1956 г., было построено всего лишь 36 250 км, что дает годовой прирост лишь в 955 км».
Действительно, Российская империя за 37 последних лет своего существования строила около 1,5 тыс. км железных дорог в год. Однако цифры, касающиеся Советского Союза, являются откровенной ложью. И доказать это легко данными из вполне надежных и доступных источников.
На конец 1956 г. в СССР эксплуатировалось 120,7 тыс. км железных дорог общего пользования и 78,3 тысячи километров дорог необщего пользования и местного назначения. Из них около 78 тыс. км досталось СССР (включая дороги на бывших территориях империи, которые СССР вернул в свой состав в 1939-1940 гг.). Около 50 тыс. км железнодорожных путей Советской власти пришлось восстановить (фактически прокладывать заново) во время и сразу же после Великой Отечественной войны.
Простой расчет показывает, что в СССР за такие же 37 лет — причем без всякой внешней экономической помощи — было построено 171 тыс. км железнодорожных путей, что дает годовой прирост в 4 600 км.
Таким образом, мы видим, что темпы строительства железных дорог в СССР были в три раза выше, чем в Российской империи. И это — без учета того, что Советскому Союзу пришлось практически полностью перестроить доставшиеся ему в наследство железные дороги: расширять магистрали, прокладывать почти везде вторую колею, укреплять и перестраивать дорожное полотно, строить новые мосты, создавать заново более широкие и укрепленные насыпи для увеличения грузоподъемности поездов.
Темпы железнодорожного строительства, которые развил СССР с опорой на внутренние ресурсы после революции, были жизненно необходимы для обеспечения хозяйственного развития и индустриализации страны. Отметим, что примерно о таких темпах накануне Первой мировой войны писали экономисты, изучавшие этот вопрос и обеспокоенные критическим состоянии транспортной системы России. Но для Российской империи начала века, даже с учетом усиленной иностранной помощи, такие темпы были просто немыслимы.
России начала ХХ века, несмотря на рост ВВП и промышленности в конце XIX — первом десятилетии XX в., к началу Первой мировой войны не удалось ни встать в один ряд с развитыми странами, ни обеспечить более высокие по сравнению с этими странами темпы промышленного роста, ни даже добиться финансовой и производственно-технологической независимости хотя бы в столь чувствительной для национального суверенитета сфере, как производство вооружений.
Реальная Россия к тому моменту не могла финансово-экономически и технологически противостоять большинству из пяти мировых империй, с интересами которых сталкивалась на своих границах и тем более любым их коалициям.
А это, скорее всего, означало, что Россия раньше или позже была обречена стать третьим «больным Европы» после Османской империи и Австро-Венгрии. То есть кандидатом на империалистический раздел, независимо от участия или неучастия нашей страны в Первой мировой войне.
https://t.me/historypapirus - подписаться на канал
2 минуты
14 июля 2023