47,5 тыс подписчиков
К 1914 году железнодорожная сеть Российской империи была уже попросту не в состоянии обеспечить возросшие экономические и военные транспортные потребности страны.
Первую мировую Россия встретила с дорогами, которые не только отставали в техническом отношении от дорог западных стран, но и были в своей массе в предаварийном или попросту аварийном состоянии. И политика правительства Российской империи, направленная на выжимание из железных дорог максимальной прибыли при минимальных затратах, сыграла в таком глубоком кризисе решающую роль.
В связи с этим подчеркнем, что во время войны именно бедственное состояние железнодорожного транспорта стало одним из важнейших факторов почти полного коллапса российской экономики к концу 1916 года, и сыграло крайне значимую роль в крахе Российской империи. Так, в феврале 1917 г. председатель Государственной думы М. В. Родзянко в докладной записке Николаю II назвал главной причиной катастрофического положения с топливом, продовольствием и обеспечением армии в воюющей России — «неудовлетворительную работу транспорта, не позволяющего передвигать нужные продукты в необходимом количестве с одного места на другое».
Таким образом, мы видим, что лишь тот, кто совсем не считается с исторической реальностью, может объявлять развитие железных дорог в России перед Первой мировой войной «великими успехами», и использовать показатель финансовой прибыльности железных дорог во времена царствования Николая II в качестве индикатора экономической мощи страны.
Но это лишь часть «железнодорожной» составляющей мифа о «России на взлете», который мы обсуждаем. Еще одним дежурным аргументом творцов этого мифа, напомним, стало утверждение о том, что Российская империя строила в год гораздо больше железных дорог, чем СССР.
https://t.me/historypapirus - подписаться на канал
1 минута
14 июля 2023