Найти в Дзене

#Казахстан день 7. Шакпак Ата.


Археологи нашли здесь следы деятельности людей каменного и бронзового веков. Позднее в пещере поклонялись огню последователи зороастризма, пришедшие в земли Казахстана из Ирана. И до наших дней в обычаях людей этой местности, наравне с исламскими традициями, сохранилось поклонение огню. Сейчас паломники-огнепоклонники приносят в пещеру специальный жертвенник, ширак, в нем разжигают полоски ткани, пропитанные бараньим жиром и обращаются к огню, как бы умываясь этим пламенем.

Мечеть появилась здесь в X веке. Тогда существовавший подземный храм перестроили в соответствии с новой религией: в западном крыле пещеры вырубили михрабную нишу и кельи для монахов-отшельников; в нишах по обе стороны от входного портала были вырублены углубления для захоронения дервишей. Облик, близкий к настоящему, мечеть приобрела в XIII — XV веках.

Стены подземной мечети разрисованы в диком стиле самобытных художников — здесь встречаются изображения лошадей и всадников, диких горных баранов и вооруженных воинов. Встречаются и старинные надписи арабской вязью, и более современные строки, написанные кириллицей. Самым главным источником даты построения мечети служит написанное на стенах суфийское стихотворение, повествующее о бренности нашего бытия. Исследователи установили, что стихотворение было нанесено после завершения внутренних работ мечети. От нечистых помыслов и сглаза защищает изображение открытой ладони над входом.
1 минута