104,4 тыс подписчиков
Разумеется, выход России из Первой мировой войны породил у многомиллионных солдатских масс надежду на скорое возвращение к мирной жизни. Более того, большинство успело вернуться домой. И тут — опять воевать. Часто разные авторы указывают на масштабное дезертирство из РККА в годы Гражданской войны (но сразу нужно сказать, что подобная ситуация была и у белых, как только они начинали проводить массовые мобилизации). В 1920-е годы эту ситуацию в Советской России никто не отрицал и её даже изучали. Характерная цитата из книги 1926 года:
«Нужно было не только убедить засевшего по деревням многомиллионного дезертира старой армии, не осознавшего ещё своей роли в революции, встать в ряды Красной армии и защищать революцию, — но и победить в нем его отвращение к войне и заставить его пойти на вдесятеро большие лишения и тяготы, чем в империалистическую войну...» (с) С. Оликов. Дезертирство в Красной армии и борьба с ним. / Издание военной типографии управления делами наркомвоенмор и РВС СССР, 1926.
То есть фактически открыто признавался момент, при котором для бывшего солдата старой армии новая война, Гражданская, оказывалась куда болезненнее «империалистической».
Фактически же усталость и нежелание подавляющего большинства бывших солдат старой армии воевать за кого бы то ни было отмечали массово и белые, и красные. Оттуда — первоначальное их стремление опираться на «романтическую молодежь» (кадеты-юнкера у белых, которые часто к ним присоединялись именно из-за желания «повоевать» — не успели ведь на Первую мировую) или на те слои населения, которые не принимали ранее участия в Мировой войне (например, профессиональные рабочие у красных). Но тут была проблема: нехватка опыта у таких контингентов, следовательно — падение качества пехоты...
1 минута
14 июля 2023
2173 читали