104,9 тыс подписчиков
Вообще, практически любая армия — это довольно консервативное «учреждение». Генералы всех времен и народов не шибко склонны что-то менять... пока не наступает «кровавая практика». В мирное время «новаторские подходы» амбициозных офицеров-технократов часто встречают критику и осуждение со стороны «высокопоставленных коллег». Можно вспомнить пример Шарля де Голля во Франции.
А можно сказать пару слов и о судьбе итальянского генерала Джулио Дуэ (1869 — 1930). Первоначально он был артиллеристом, потом изучал и инженерное дело. А ещё до Первой мировой войны Дуэ страстно увлекся авиацией. Но подобные увлечения не оценило начальство: сперва Джулио фактически «сослали» в пехоту. Хотя он в период Итало-турецкой войны 1911 — 1912 гг. добился больших успехов, руководя авиацией (это вообще был первый конфликт с участием авиации и ещё радио). Дуэ ещё до начала Первой мировой войны выдвинул идею создания массовой бомбардировочной авиации. Подробно описал Итало-турецкую войну и предупреждал итальянских генералов, что «новая большая война» будет не очень похожа на «старые».
Но итальянские военачальники решили воевать по-старому, так что Италия в годы Первой мировой понесла огромные потери (при минимальных итоговых приобретениях, что породило сильнейший социально-экономический кризис, приведший к установлению фашистской диктатуры).
В разгар Первой мировой неугомонный Дуэ опять предложил все-таки создать массовую бомбардировочную авиацию, чтобы выйти из «позиционного тупика». Не добившись вновь успеха, Джулио Дуэ стал критиковать действия консервативных генералов, обратился к кабинету министров. Все это закончилось не очень хорошо для военачальника: его бросили в тюрьму (!) за критику командного состава. В заключении офицер провел целый год. Был полностью оправдан и реабилитирован только в 1920 году.
В 1917 году Дуэ выпустили, но он и не думал «успокаиваться». В тюрьме Джулио писал роман и военные трактаты. На воле он стал на несколько месяцев начальником Центрального управления авиации, к мнению бывшего арестанта начали прислушиваться. Но все равно, столкнувшись с противодействием военных, Дуэ был вынужден вскоре уйти в отставку. Впрочем, ему удалось сделать «популярными в обществе» свои взгляды на модернизацию авиации. И к началу Второй мировой войны итальянская авиация, в целом, была вполне боеспособной. Чего нельзя было сказать об остальной итальянской армии. Итальянцы вновь готовились к прошедшей войне, а генералы занимались очковтирательством. Итоги известны.
Надо сказать, что теоретические работы Джулио Дуэ издавались в СССР.
«С 1920 года по 1922 год Дуэ выпускает ряд произведений, бичующих буржуазный парламентаризм и деятельность военных кругов Италии. Оппозиционные выступления Дуэ настроили против него итальянское общество настолько, что даже его главная работа «Господство в воздухе», изданная в 1921 году военным министерством и разосланная всему руководящему составу армии, была встречена гробовым молчанием. После фашистского переворота Дуэ на короткий срок вновь вернулся к руководству итальянским воздушным флотом, но, видимо, разойдясь во взглядах по его строительству, в 1923 году ушел в отставку, получив чин дивизионного генерала...» (с) Джулио Дуэ. Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны. — М.: Воениздат НКО СССР, 1936.
В последние годы своей жизни Дуэ много писал об авиации в грядущих новых масштабных войнах. Некоторые его выводы сейчас могут показаться наивными и опровергнутыми практикой. Но не ошибается только тот, кто вообще ничего не делает и не размышляет...
2 минуты
25 июля 2023
406 читали