Найти в Дзене
44 подписчика

📚 ИЗ АРХИВА

Хорошо бы вернуть слову “педсовет” его истинное значение
продолжение
Никого не награждают и не ругают. Никто не швыряется с трибуны цифрами, обосновывая наши замечательные успехи или клеймя недостатки. Нет речей о посещаемости и успеваемости, не слышно ликующих сообщений о строительстве нового учебного корпуса или покупке суперкомпьютера.

Конечно, обо всем этом говорят и спорят в Америке и в школах, и в университетах, и даже в конгрессе. Управление и финансирование образования интересует администрацию и преподавателей, родителей и студентов. Но на наших педагогических посиделках речь идет о другом.
Как лучше организовать работу в классе и заинтересовать учеников? Как добиться учебного успеха? Обсуждается чистая педагогика, включая методику, – и ничего больше.
Еще одно отличие: не слышно педагогического жаргона. Никто не пытается спрятать суть за длинными, красиво звучащими фразами или эффектными словесами. Если человеку приходится говорить о запутанных вещах, он привычно извиняется: “Это звучит сложно, но на самом деле...” Дальше обычно следует шутка. Зал смеется и с обновленным вниманием следует за выступающим.

Как правило, каждый преподаватель говорит о своем личном педагогическом опыте: “Я делаю это так-то и так-то. Однажды попробовал сделать по-другому, и у меня получилось то-то и то-то. Вот это у меня выходит, а вот это нет. А как у вас?”

Чем же заняты все эти профессора и доктора наук, собравшись в небольшом уютном зале? Они советуются. Делятся своими сомнениями и находками, идеями и трудностями. Их никто не заставляет – участие добровольное, – но люди получают симпатичную открытку-приглашение, приходят, регистрируются, прикрепляют бумажку со своим именем к пиджаку или свитеру и заполняют зал.

Почему? Зачем? Наверное, потому и приходят, что не чувствуют угрозы и напряжения. Здесь никто ничего не делит – ни учебную нагрузку, ни славу, и никто никого не поучает. Если бы стали читать скучные доклады или потрясать административной булавой, народ разбежался бы моментально.

А что происходит на наших официальных педсоветах и совещаниях? Хорошо помню, как бывалые учителя занимали места подальше, чтобы спокойно заполнять журнал или проверять тетради.
На совещании делали что угодно, только не советовались. Советоваться было нельзя, потому что свободно советоваться могут только свободные люди. Учитель напоминал шахтера-одиночку в своем забое. Он трудился, обливаясь потом, изнемогая от усталости, а где-то наверху шел бесконечный митинг – “от имени и по поручению”.

Хорошо бы вернуть слову “педсовет” его истинное значение. Давайте посоветуемся. Слушаешь предложения других учителей и думаешь: верно говорят! А почему я сам так не делаю? Невольно начинаешь чувствовать себя членом большой семьи. В.Кольченко
"Первое сентября" № 21, 1999 год
#изархива #школьноеобразование #педсовет
2 минуты