1244 подписчика
📚 В России не хватает школ и преподавателей. Глава «Альянса учителей» — о живых очередях на запись в первые классы
6 июля начался второй этап записи в первые классы. Не везде остались свободные места, поэтому иногда родителям отказывают. В Петербурге они выстроились в живую очередь в пять утра, за час до начала работы комиссии там стояло около 200 человек. В одной из томской школ не хватило мест сотне детей: в ней уже на 800 учеников больше, чем она может принять. Глава профсоюза «Альянс учителей» Даниил Кен рассказал «Сирене» о причинах этих трудностей.
«Живые очереди на запись ребенка в школу связаны с тем, что районные администрации должны обеспечить ребенку школьное место в его микрорайоне проживания, но не обязательно в ближайшей школе или в той, которая нравится родителям. Поэтому часть мест заранее занимают дети льготных категорий, отбираемые по конкурсу: школа сама решает, кого принять. А дальше — живая очередь. Родителям нужно победить в этой борьбе или довольствоваться той школой, которую потом дадут», — говорит Кен.
Он отмечает, что родителям трудно записать детей в школу не только из-за системы, построенной на конкуренции и решениях школьной администрации, но также из-за того, что школ слишком мало.
«Второй фактор — нехватка школ. Поэтому открывается огромное количество параллелей, классы переполняются. В Петербурге, например, особенно страдают новые быстрорастущие районы, потому что застройщики быстрее возводят жилищные комплексы, чем школы и детские сады», — рассказал Кен.
Кроме того, в дефиците сейчас не только школьные места, но и школьные преподаватели. Согласно государственной статистике, в школах не хватает 3-5% учителей, однако глава «Альянса учителей» подчеркивает, что в действительности школам не достает двузначного процента преподавателей. Официальные данные не отражают истинного положения дел, поскольку многие учителя берут двойную нагрузку — из-за низкой зарплаты или требования работодателя.
По словам Кена, нанять достаточное количество учителей гораздо дешевле, чем построить столько школ, сколько нужно, однако Министерство просвещения пытается восполнить нехватку кадров неверным способом.
«Инициатива разрешить преподавателям-предметникам, закончившим колледж, вести уроки в средней школе сократит дефицит кадров, но не устранит его главные причины — низкие зарплаты и засилье бюрократии. И, разумеется, это снизит качество образования», — заключает Кен.
2 минуты
10 июля 2023