14 подписчиков
Возвратившись в Италию в середине 1909 года, композитор сочиняет вторую оперу — «Семирамида». Драматической напряженностью, сложностью оркестровой ткани «Семирамида» напоминала «Саломею» Р. Штрауса. Примечательным произведением 1911 года явилась поэма для меццо-сопрано с оркестром «Аретуза» на текст П. Б. Шелли, отмеченная тонкой красочностью оркестрового письма.
Хотя произведения Респиги в то время еще мало исполнялись, его авторитет как композитора и исполнителя был уже достаточно высок. Определились и индивидуальные особенности его стиля. Наиболее же существенное достижение композитора в эти годы — мастерское владение инструментальным письмом, как оркестровым, так и камерно-ансамблевым.
Переехав в Рим в 1913 году, Респиги становится руководителем класса композиции в Музыкальном лицее при римской Академии «Санта-Чечилия». В эти же годы он знакомится со Стравинским, Фокиным, Нижинским и Казальсом во время их приездов в Италию. Он пристально изучает сочинения Дебюсси, Равеля, Стравинского, но оставляет без внимания опыты шумовой музыки итальянских футуристов, равнодушно относясь и к творчеству композиторов Нововенской школы.
Из его сочинений периода Первой мировой войны следует отметить созданную в 1917 году сюиту Старинные песни и танцы для лютни (транскрипция для оркестра). Опыт обработки лютневой музыки был продолжен во второй (1923) и третьей (1931) подобных сюитах.
1917 год — знаменательная дата в творчестве Респиги. Композитор заканчивает начатую в предыдущем году четырехчастную симфоническую поэму «Фонтаны Рима» — произведение, в котором ярко раскрылось его оригинальное дарование симфониста. Отныне в его искусстве утверждается тема Рима, которая не раз заявит о себе в последующих произведениях. В Риме — городе, где причудливо переплелись прошлое и настоящее итальянской культуры, Респиги нашел для себя неисчерпаемый источник вдохновения.
В годы Первой мировой войны, когда возможности концертной деятельности весьма сократились, он не оставляет творчества: в 1917 году сочиняет великолепную Сонату для скрипки и фортепиано и пять романсов, в 1918-м — камерные поэмы «Закат» и «Мимоза» на стихи Шелли для голоса и струнного квартета. Затем по заказу Дягилева он пишет балет «Лавочка чудес» (на материале фортепианных пьес Россини), который был с успехом представлен в Лондоне в июне 1919 года .
В 1920 году, откликаясь на возрождение в Италии интереса к балетному жанру, вызванное впечатлениями от выступлений труппы Дягилева, композитор пишет балет «Волшебный горшок» (на русском музыкальном материале).
Развивается и инструментальное творчество Респиги. В 1920 году он создает оркестровую Балладу о гномах, а в 1921-м — Три прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, Четыре армянские песни для голоса и фортепиано (1921). Несомненными достижениями композитора является блистательная симфоническая поэма «Пинии Рима», исполнение которой в зале «Августеума» под управлением Тосканини прошло с триумфальным успехом.
Далекий от политической жизни, Респиги в годы фашизма остался в стороне от духовной борьбы оппозиционной итальянской интеллигенции. В то же время авторитет всемирно признанного композитора помог ему сохранить некоторую творческую независимость. С 1924 года Респиги, перегруженный обязанностями ректора консерватории «Санта Чечилия» , почти ничего не пишет.
Однако во второй половине 20-х годов он возвращается к творчеству. Наиболее значительными были достижения Респиги в области симфонической музыки: Триптих Боттичелли для струнного оркестра (1927), образное содержание которого навеяно картинами Боттичелли «Весна», «Поклонение волхвов», «Рождение Венеры», оркестровая сюита «Церковные витражи» (1926), состоящая из частей «Бегство в Египет», «Архангел Михаил», «Утро святой Клары» и «Святой Григорий Великий».
В 1927 году Респиги написал сюиту «Птицы» для малого оркестра — еще один образец характерного для эпохи (вспомним Стравинского) и для самого Респиги творческого переосмысления заимствованного старинного материала.
3 минуты
10 июля 2023