12 подписчиков
9 июля 1879 родился итальянский композитор Отторино Респиги
Среди композиторов поколения 1880-х годов Отторино Респиги занимает особое положение. Его творчество базируется на своеобразном сплаве элементов позднего романтизма (в частности, симфонической программности Р. Штрауса), импрессионизма Дебюсси, оркестрового стиля Римского-Корсакова. В отношении к неоклассицизму Респиги несколько расходился со своими итальянскими современниками, выступая в защиту романтических традиций, предостерегая от избыточного рационализма. После Пуччини Респиги был первым итальянским композитором, завоевавшим широкое признание во всем мире. Но, в отличие от автора «Тоски», он приобрел известность в первую очередь симфоническими произведениями.
Респиги родился 9 июля 1879 года в Болонье в семье музыкантов. В 1891 году, в возрасте двенадцати лет, он поступает в музыкальный лицей, где занимается по классу скрипки и альта, а также изучает теорию музыки и композицию в классах выдающихся знатоков старинной музыки Л. Торки и Дж. Мартуччи. Он обстоятельно штудирует классиков, особенно Бетховена и Вагнера, занимается и фортепианной игрой. В 1899 году Респиги заканчивает лицей по классу скрипки и начинает работать в качестве скрипача. В том же году в Болонье были исполнены его Симфонические вариации — результат занятий по композиции.
Получив приглашение в оркестр итальянской оперы в Петербурге, Респиги работает в этом театре в течение двух сезонов — 1900/01 и 1901/02 годов. Пребывание в России сыграло огромную роль в формировании его творческой индивидуальности. Особенно большое влияние оказали на него пять месяцев занятий с Римским-Корсаковым в 1901 году. Наряду с этим сказалось и воздействие общей атмосферы русской художественной жизни, чрезвычайно интенсивной в начале XX века. Сближение с С. Дягилевым ввело Респиги в среду «Мира искусства», где он познакомился с работами А. Бенуа, К. Коровина, Л. Бакста. Он слышал выдающихся русских певцов (включая Шаляпина), оперный оркестр, во главе которого стоял Направник, симфонические концерты Петербурга. Все это заметно повлияло на композитора: сочность, яркость его оркестрового колорита, чуткий подход к народно-песенному материалу, своеобразное окрашивание мажоро-минора архаическими ладовыми оборотами — во всем этом можно ощутить русские воздействия.
Пребывание в Берлине (1902) дает Респиги возможность близко соприкоснуться с творчеством Р. Штрауса и других немецких мастеров, продолжить профессиональное совершенствование у М. Бруха. Тем временем он все активнее пробует свои силы в сочинении. В 1902 году к окончанию лицея по композиции он представляет написанную в Петербурге партитуру — Прелюдию, хорал и фугу для оркестра. Следующими его опусами явились Концерт для фортепиано с оркестром (1902), Пять пьес для скрипки с фортепиано (1904), Ноктюрн (1905) и Бурлеска для оркестра, ряд романсов. Наиболее значительное сочинение этих лет — комическая опера «Король Энцо» (1905), исполненная студентами Болонского университета, с которыми у Респиги завязались дружеские отношения (в числе его друзей были А. Луначарский, в то время учившийся в Болонье, и молодой испанский композитор Хоакин Нин).
С 1906 года Респиги участвует как исполнитель на альте и виоле д'амур в Ансамбле старинной музыки Б. Муджелини, а с 1908 года работает пианистом в Школе пения в Берлине. Деятельность профессионала-исполнителя приводит его к глубокому изучению отечественной музыкальной классики. Некоторое время он занят редакциями произведений старых итальянцев. Вслед за обработкой «Плача Ариадны» Монтеверди он делает транскрипции Пасторали Тартини для скрипки и струнного квинтета, Чаконы Витали для скрипки, струнного квинтета и органа; появляются также его обработки сольных сонат Локателли, Тартини, Верачини для скрипки и фортепиано. А в 1908 году Респиги создает оригинальный Концерт в старинном стиле для скрипки с оркестром.
3 минуты
10 июля 2023