Найти тему

Гениальность "Изиды под покрывалом" скрывает в трех изысканных фразах смысл жизни мага вообще. Эта связь между магом и природой может быть описана дуальными парадоксами. Да, конечно, это песня из мюзикла, да, она сюжетная, но... это только оболочка. Мы можем не знать историй, персонажей, кто такие Рейстлин и Такхизис, это не обязательно. Богиня, лирический герой этой песни, воплотила в персонифицированном образе всю природу. И название песни говорит о том, что это не случайность. Я бы не удивилась, будь автором этой песни та же Хелависа, глубокий мифический символизм через постмодерную путанницу в аллюзиях - в ее стиле (но нет).


Так вот, эта песня - про магию вообще. И магия здесь - это отношения между магом и Богиней, воплощением сил и жизни Вселенной. В нее он безоговорочно и навеки влюблен, ее силами рожден и живет, ее пытается познать, и покорить, и подчинить, и подчиняется ей сам. От ее руки он погибнет, и она может его вознести. Она и есть магия, она - сам источник. Я не буду вдаваться в подробности символизма дуальности матери-смерти, он очевиден. Для эрудита очевиден и символизм покрывала. Я хочу обратить внимание на другие строки - "открой мое имя", "прочти знаки" - предложение открыть тайные, сакральные знания. И тут же - дуальный парадокс: "во мраке бессильны премудрости мага". Она играет с ним, делится тайнами, награждает за усердие и хитрость в равной мере... а затем в любой момент путает все карты и меняет правила игры. Эта охота за знаниями и властью будет вечной. Что первично, жажда власти или беззаветная любовь и одержимость? Желание отдать себя целиком или желание взять себе весь мир? И то, и другое - мотивация мага, и являясь только таким же парадоксом, как и природа Богини, она будет настоящей, искренней. И да, Богиня на самом деле его "враг", злейший, ужаснейший противник - и самое близкое и любящее существо. Тайна, стоящая за знанием, всегда содержит в себе парадокс. Знание рассыпается, когда при восприятии алкающий ее бросается в одну из крайностей, упрощая логику природы до бинарного выбора. Оно становится сухой теорией, теряет ту связь между природой и знанием, которая содержит экстаз обладания знанием. Ради которой это знание искалось. Знание, оторванное от реальности, становится тюрьмой вечной иллюзии. Тогда маг перестает познавать природу, и начинает созерцать исключительно самого себя в процессе мыслей. Маг - воин, ученый и поэт в одной колбе, должен оставаться хранителем парадокса жизни, чтобы оставаться магом. И его путь является сам по себе уже вечным блаженством и адом одновременно - "познай свою гибель, познай свое благо". Выбор только один, потому что нельзя выбрать что-то одно. Потеряв что-то одно, потеряешь все.

Но чистое знание, воспринимаемое чистой логикой, исключительной рациональностью, не терпит парадоксов. Во мраке бессильны... Здесь нужно чувство. Интуиция. Ощущение понимания. Проживание тайны самим своим существом.

И маг, в изначальном, архетипическом смысле - это даже не тот, кто творит чудеса, а тот, кто проживает тайное знание самой своей жизнью, и посвятил свою жизнь проживанию тайного знания. За это он награжден властью над природой, и за это же будет повержен в ее недра. И его душа не спасется солярным божеством - он уже принадлежит Богине, и после смерти его сущность станет частью ее магии. Силой, которой будет пользоваться уже кто-то другой... И вот вокруг нее уже множатся интриги и тайные пути борьбы за власть, за первенство, за то, чтобы быть фаворитом. Это ее игра с теми, кто ее жаждет. Эта игра самой жизни в бесконечном движении.

Скажу больше - строгие этические системы, низменный спутник религий (и "магий", которые по сути религии, где маг пользуется заемной силой верховного существа, верховной силы или божества) - они (с вполне благими и разумными целями) призваны упорядочить движение и постоянную борьбу внутри процесса жизни, где желания схлестываются с желаниями, сила с силой, хитрость с хитростью. Соблюдение строгих правил защищает от ее вихрей, от опасностей, от безумия... и от слишком больших сил. Это острова цивилизаций в океане дикой силы.
3 минуты